Мысловский Евгений Николаевич

Президент регионального общественного фонда противодействия организованной преступности и коррупции «АНТИМАФИЯ»

Вирус бюрократии (продолжение)

Карантин кроме медицинской составляющей имеет очень важную психологическую составляющую. У нас не только пандемия вируса, но и пандемия страха. Страх вводит людей в депрессию, а в этом состоянии человек не способен мыслить стратегически, что-то анализировать, думать о будущем, о деградации общества или прогрессе и созидании.

8 июня 2020 670 просмотров

Карантин кроме медицинской составляющей имеет очень важную психологическую составляющую. У нас не только пандемия вируса, но и пандемия страха. Страх вводит людей в депрессию, а в этом состоянии человек не способен мыслить стратегически, что-то анализировать, думать о будущем, о деградации общества или прогрессе и созидании. Ему чужды понятия справедливости, будь то хоть справедливость в отношениях с собственной женой, или справедливость классовая. Когда нибудь состояние паники кончится и, статистика скоро покажет степень эффективности этих мер по самоудалению, по параличу экономики, по прекращению, фактически, бизнеса в сфере услуг. Но пока первые данные анализа принимаемых мер говорят о том, что смысл карантина сводится лишь к тому, чтобы замедлить распространение эпидемии и снизить нагрузку на систему здравоохранения. И мы опять возвращаемся к вопросу о ролди бюрократии в нашей жизни.

Беда нашего государства заключается в том, что управление до сих пор не воспринимается, как система обязанностей. Когда говорят об ответственности руководителей, то под этим понимают ответственность  только за  конечные результаты принятых решений. А в случаях, если задуманных результатов нет, то всё списывается на нерадивость исполнителей.   При этом как бы в стороне остаются проблемы выполнения руководителями своих руководящих обязанностей. И это вполне объяснимо. Ведь обязанности нигде четко не определены. Не вписано в должностные обязанности (за редким исключением), что руководители должны правильно ставить задачи и давать обратную связь своим сотрудникам. А уж сами процедуры, с помощью которых это делается, не описаны совсем. Не определены для руководителей правила организации взаимодействия в коллективах и рабочих группах. Причина происходящего в том, что те самые руководящие обязанности являются невидимым продуктом, который можно оценить только тогда, когда наступают те или иные последствия. И к тому же, нет эталонных значений этого результата. Поэтому если просто ничего не сломалось, то уже хорошо. А главная проблема систем управления в том, что не имея четких процедур, люди заменяют их своими собственными. Основанными не на технологии и научном знании, а на житейских стереотипах и собственных выводах, тех. тех самых "понятиях" и получают от этого удовольствие в наслаждении властью. У нас не учат руководить и отвечать за руководство, а поскольку рекрутирование на руководящие должности происходит на основе либо кумовства, либо лизоблюдства и, крайне редко, на основе деловых качеств, то и те, кем они управляют, как правило, тоже не имеют никаких по настоящему деловых навыков и установленных процедур по взаимодействию с руководством. Их не учат правильно принимать и ставить задачи. Не учат правильно обсуждать выполнение. Там тоже все как бог на душу положит. Отсюда и идёт наплевательское отношение к порученой работе. И изменить такую ситуацию может только смена подхода к управлению. Создание единых стандартов управленческой деятельности. И определение управления, как системы обязанностей с обязательным контролем за исполнение и ответственностью за результат.. Руководить – это постоянно держать в голове детали того, чем занимаются сотрудники. И постоянно нервничать по поводу того, выполнят они порученное или нет. Руководить – это не просто пытаться  угадать, как поведет себя подчиненный в той или иной ситуации, а контролировать процесс исполнения и своевременно принимать управленческие решения для корректировки этого процесса в случае необходимости. И ещё многое чего другого, в том числе и  постоянно терпеть нападки тех, кто недоволен твоими решениями. И несмотря на эти нападки, принимать объективные и взвешенные решения. Что бывает весьма трудно. поскольку  руководитель - тоже человек и тоже испытывает эмоции. В общем, руководить - это постоянно держать себя в тонусе. И постоянно контролировать себя ради того, чтобы управляемые процессы не рассыпались. И далеко не со всеми этими условиями справляются. Ведь получив назначение, они считают, что уже получили власть. Но не считают, что вместе с ней получили массу обязанностей. Поэтому хороших руководителей не так много, как хотелось бы.

 Продолжая тему о нашем чиновничестве мы давно говорим о недобросовестности, граничащей с прямым саботажем чиновников, от которого страдают сотни тысяч граждан. Помнится, что ещё не так давно, в апреле 2013 года по инициативе СПЧ была внесена в административный кодекс  статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (Федеральный закон от 07.05.2013 N 80-ФЗ), которая определяла, что: " Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей."  К сожалению, статья так и не стала рабочей. Есть лишь единичные случаи привлечения нерадивых  чиновников к ответственности по этой статьбе, да и те тщательно скрываются от общественности. Зато суды буквально завалены административными исками -  ежегодно рассматривается примерно 4 млн исков, из которых почти 100 тысяч об оспаривании незаконных решений должностных лиц. Надо прямо сказать, что эффективность судебной защиты от незаконных действий чиновников весьма низкая, хотя бы потому, что эти выигранные иски не становятся достоянием гласности (средства массовой информации как-то не придают им значения) и поэтому не имеют профилактического значения для предупреждения этих нарушений. Характерна в этом отношении и статистика Генеральной прокуратуры в области надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: если в среднем ежегодно прокуратура выявляет от 80 до 100 тысяч нарушений закона, то к дисциплинарной ответственности за эти нарушения привлекается не более 10% чиновников. Эпидемия вынесла на свет преступно-небрежное отношение к своим обязанностям чиновников московского правительства, которые наплевательски относились к заявлениям о неправомерно наложенных штрафах за нарушение условий карантина или самоизоляции, допущенных как по вине сбоя недостаточно отрегулированных технических средств контроля за перемещением граждан, так и слишком ретивых сотрудников полиции, которым кто-то установил плановые показатели по штрафам. Но и это не всё. Как говорится "приплыли" – в Государственную думу внесён законопроект, который предусматривает административное наказание для чиновников за хамство. Эту идею высказал член СПЧ Кирилл Кабанав на последней  встрече членов СПЧ с  Президентом России В.В.Путиным в декабре 2019 года. Авторами  нового закона выступили секретарь генсовета партии ЕР, вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак и глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн. Проект предлагает внести изменения в кодекс об административных правонарушениях норму, предусматривающую годовую дисквалификацию для чиновников за хамство, а при повторном случае – запрет на госслужбу на два года. Кроме того, для государственных и муниципальных служащих предлагается ввести штрафы в размере от 50 до 100 тысяч рублей, при повторном правонарушении – от 100 до 150 тысяч. Депутаты предлагают внести поправки в статью 5.61 («Оскорбление») Кодекса об административных правонарушениях.  До какого же маразма должны дойти чиновники, чтобы депутаты ставили вопрос об их хамстве.

По действующему законодательству оскорблением считается «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». Депутаты предлагают дополнить эту формулировку словами «и в иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность форме». Они добавляют, что действующая редакция статьи также не предполагает ответственности за оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий. В пояснительной записке к документу говорится, что принять поправки необходимо, так как в последнее время участились случаи оскорбительных действий, унижающих честь и достоинство граждан, совершенных чиновниками. Авторы инициативы отмечают, что в 2018 году по этой статье КоАП было привлечено к ответственности 60 должностных лиц, а только за первое полугодие 2019 года их насчитывалось уже 45. «Подобные действия лиц, наделенных государственными или муниципальными полномочиями, вызывают широкую негативную реакцию общества, способствуют умалению авторитета органов власти и управления», — обращают внимание парламентарии.

Эпидемия выявила и ещё один вид оскорбительного пренебрежения чиновников к гражданам, грубо отнявших у них возможность попрощаться с умершими от короновируса. Родственникам не только не давали возможности самим похоронить умерших, но и даже хоронили их тайно в мешках, вместо гробов. И эти меры объяснялись опасением распространения заразного вируса, при том, что никакими эпидемиологическими исследованиями не было подтверждено, что вирус продолжает жить на покойнике и может передаваться от трупа к живому человеку. Т.е. здесь опять исполнители усердствовали не по разуму.

Е. Мысловский