Маковецкая Светлана Геннадьевна

Директор фонда "Центр гражданского анализа и независимых исследований "ГРАНИ"

«Важно сохранить возможности опираться на экспертность»: Светлана Маковецкая - о включении Минюстом Института права и публичной политики в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента

16 июля 2021 1110 просмотров

Опубликована информация о включении Минюстом Института права и публичной политики в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента. По результатам внеплановой проверки, организованной по заявлению гражданина.

 

На мой взгляд, это просто какая-то дикость.

 

1. 1. Институт очень известная экспертная организация в сфере прав человека.

Он научная организация - политикой не занимается (ни в первом, ни во втором, ни в третьем приближении). Он ведет деятельность, обыкновенную для исследовательской и экспертной организации – экспертизы (в т.ч. по обращению государственных органов и СПЧ), их преставление и обсуждение, профильные публикации и обучение экспертов. В акте Минюста опять, на мой взгляд, безгранично расширенное толкование политической деятельности.

 

1. 2. У Института совершенно исключительный послужной список.

Создан в 1993 году в составе Московского общественного научного Фонда, а с 2000 – как отдельное юридическое лицо). Много лет организация сотрудничала по совместным проектам, включая договоры и НИРы с ГПУ администрации президента, Госдумой и Советом Федерации, ФСИН; реализовал ряд проектов для Конституционного Суда (систематизация судебных решений, например), учредил национальный ежегодный конкурс студенческих команд по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида». В состав Попечительского Совета Института до 2015 года входили судья КС РФ Г.А. Гаджиев, представитель Президента в ГД РФ Г.В. Минх. Если вы взглянете сейчас на состав попечителей, вы ахнете. Это какой-то экспертный нобилитет по правам человека с кристальными репутациями.

 

1. 3. Современная научная деятельность не может быть островом.

Она предполагает включенность в межстрановый обмен, а значит в финансовой повседневности экспертного института, в профильной тематике которого совокупность международных конвенций и отечественного права, почти всегда будут присутствовать международные и иностранные средства, от компенсации стоимости билетов на международную конференцию до оплаты экспертного вклада в совместный международный проект.

 

1. 4. Сама история с жалобой гражданина и молниеносной реакцией на нее органа юстиции выглядит, как лично мне представляется, как чрезвычайно мутная. И нужно бы разбираться и в процедуре проверки.

 

На мой взгляд, это безгранично расширенная проверка по навету. В тексте жалобы, как я увидела, идет неряшливая подмена, манипулирование и введение в заблуждение. Ситуация может быть рассмотрена как разворачивающаяся практика шантажа уважаемых организаций маргинальными политическими активистами, пусть и из НОД. Организация - объект нападения - экспертный «тяжеловес» на правозащитном поле. Как я говорила, с длинным опытом продуктивного взаимодействия с органами власти, конституционным судом и СПЧ (она, собственно  возглавляется до недавнего времени членом СПЧ Ольгой Сидорович, экспертный вклад которой в деятельность СПЧ просто не может быть переоценен). Если тематика прав человека или эти взаимодействия являются токсичными, помещая экспертный институт в рисковое поле политической деятельности, то мы далеко зайдем в воздействии на исследовательско-академические институции, обескровим взаимодействие совета с любой профильной экспертной организацией и поставим мощнейший заслон экспертному толкованию актуальных правочеловечных проблем.

 

Лично мне чрезвычайно важно сохранить возможности для себя и для СПЧ, если хотите, в дальнейшем опираться на экспертность, а не темпераментный обмен ярлыками.

 

Посоветуемся с членами Совета и нашей профильной комиссии о наших действиях и позиции.

 

Лично я поддержу институт чем могу в защите и дальнейшей деятельности.