Осокина Галина Александровна

Федеральный судья в почетной отставке, сопредседатель Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей

Труд в колониях

Никакой ГУЛАГ не вернется. И вот почему:

1 июня 2021 1182 просмотра

В график Совета Федерации (март-май) 2020 года по моей инициативе был включен вопрос на тему: «Труд в исправительных колониях, социальная адаптация осужденных и их пенсионное обеспечение для обсуждения в рамках круглого стола». Круглый стол не состоялся по всем известной причине - коронавирус , изоляция. Но острота темы не пропала. Мою инициативу теперь уже как члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека поддержал и председатель Совета Валерий Фадеев.

 

Последняя редакция ст.37 Конституции РФ гласит:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

 

Все верно, но не нужно забывать, что лицам, совершившим преступление, назначаются исправительные работы, принудительные работы. Мы сегодня будем  с вами говорить о тех, кто совершил более серьезные преступления и находится в местах лишения свободы.

 

Трактовать любой закон можно по разному. В исправительных колониях находятся те, кто, как правило, имеют исковые обязательства, обязаны возмещать причиненный ущерб, платить алименты на содержание детей, престарелых родителей и т.д. Кроме того, их не просто содержит государство, обеспечивая всем необходимым, они на сегодняшний день отвлеклись на пользование мобильными телефонами, от безделья и совершают преступления, используя эти самые телефоны...

 

Неработающие осужденные находят себя в продолжении преступной деятельности и это понятно.

Они просто обязаны трудиться:

1. Если человек длительное время находится в исправительной колонии, труд должен быть для него обязателен, так как это адаптация возвращения в обычное общество.

2. Это трудовой стаж, который будет необходим при получении пенсии.

Вопрос этот возник, когда ко мне обратился человек в возрасте 62 года, освободившийся из мест лишения свободы, у него не хватало стажа 6 месяцев для получения пенсии. Жил он один, приходилось помогать, привозить продукты.

 

Представьте, осужденный освобождается из мест лишения свободы, он отвык трудиться, да еще и пенсионного стажа не хватает, что, как правило, он сделает? Совершит новое преступление, чтобы упасть на плечи государства и ни в чем не нуждаться.

 

Борьбы с мобильными телефонами в колониях и СИЗО на сегодня идет, это замечательно, но они начнут придумывать новые составы преступлений, ничего не делая. Ведь не зря говорят психологи, психоаналитики, что труд, физические нагрузки на тело дают возможность работе мозга. Нужно возвращать труд в исправительные колонии. Это даст осужденным стимул для получения новых профессий, совершенствоваться в них. Это адаптация.

 

Готовясь к заседанию круглого стола в Совете Федерации, я встречалась и с руководством исправительных колонии, и с руководством ФСИН по Вологодской области. Такой замечательный ресурс есть по производству изделий из металла, дерева, ткани, бересты и т.д. Просто нужно нам с вами подумать и представить на обсуждение предложения по входу на законных основаниях в предпринимательскую деятельность.

 

У меня два варианта: создать торговую сеть или в каждом регионе, где есть производство, создать отдельные управления по закупке сырья и реализации произведенного товара. Нужно продумать и, возможно, на уровне понятия госзаказа реализовать товар. Это только мысли, нужно обсудить все и проработать.

 

Тема труда в исправительных колониях с целью социальной адаптации осужденных и их пенсионным обеспечением очень актуальная сегодня во многих регионах РФ.

Согласно УИК РФ статьи 103. «Привлечение к труду осужденных к лишению свободы», «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест».

 

Однако, как показывает практика регионов, в исправительных колониях труд присутствует, но возможность трудиться есть не у каждого осужденного и это не зависит от его нежелания трудиться. Есть определенные причины, по которым правительство регионов не поддерживает возможность реализации производимых в колониях товаров, хотя есть положительные практики Республики Карелия и Калужской области. Хотелось бы вопрос (закрепленный на законодательном уровне Российской Федерации) поддержки и приобретения государственными и муниципальными учреждениями товаров, производимых в исправительных колониях, реализовывался в каждом регионе.

В этом случае будет контингент, отдывающий наказание, обеспечен трудом, пойдет зачет в трудовой стаж для получения пенсии, будут выплаты алиментов, погашение исков, а так же налоги в бюджет.

 

Анализ действующего законодательства:

 

Перечень товаров, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги», содержит всего 27 узкоспециализированных позиций, 17 из которых (63%) относятся к категории продуктов питания или кормовых культур (водоросли бурые, сыры, продукты сырные и творог, супы, бульоны, заготовки для их приготовления и прочее), производство которых пенитенциарными учреждениями региона не осуществляется. Оставшиеся позиции включают в себя специализированные электронагревательные приборы и столовый инвентарь (электромясорубки, водонагреватели, кипятильники, ложки, вилки, половники и прочее), не являющиеся традиционно профильными для уголовно-исполнительной системы в целом.

Наряду с этим Перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1292, включает в себя порядка 200 наименований товаров, работ, услуг, значительная часть которых производится в исправительных учреждениях области.

Таким образом, наиболее эффективной мерой государственной поддержки производственного сектора уголовно-исполнительной системы в настоящее время является реализация преференций по заключению государственных контрактов с пенитенциарными учреждениями-производителями в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так, в соответствии с вышеуказанными требованиями закона государственные и муниципальные заказчики имеют возможность заключения контрактов с учреждениями уголовно-исполнительной системы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг как с единственным поставщиком. Данная преференция позволяет значительно упростить и сократить процедуру закупок, исключая необходимость проведения аукционов, запросов котировок и предложений. Между тем законодательные ограничения по совокупному объему закупок (5% совокупного годового объема закупок или 2 млн. руб.), а также предельной цене заключаемых контрактов (не более 600,0 тыс. руб.), осуществляемых как с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 вышеуказанного закона, на данные закупки не распространяются.

Наиболее успешным примером взаимодействия органов уголовно-исполнительной системы с органами государственной и муниципальной власти с использованием указанных преференций является Республика Карелия и Калужская область. Есть полный расклад на законодательном уровне регионов.

 

Ко всему прочему, согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» для создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду, Правительство Российской Федерации обязано размещать заказы на определенные виды продукции, работ и услуг для удовлетворения государственных потребностей на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания.

 

Не все регионы  к сожалению выстраивают диалог: в рамках самостоятельного информирования бюджетных учреждений Вологодской области (потенциальных покупателей товаров, работ, услуг)

об ассортименте выпускаемой продукции и производственном потенциале исправительных учреждений области в адрес учреждений здравоохранения пенитенциарным ведомством неоднократно направлялись информационные письма, в том числе 10.02.2020 с коммерческим предложением об организации взаимовыгодного сотрудничества.

Для предоставления практической возможности ознакомиться 

с ассортиментом выпускаемой продукции, получения полного представления 

об организации производственного процесса и социально-трудовой адаптации осужденных региональным УФСИН в адрес начальников всех Департаментов области и председателя Комитета Государственного заказа Вологодской области, в том числе от 31.03.2020 и от 21.05.2020 направлены письма с приглашением посетить исправительные учреждения области с приложением электронной версии каталога выпускаемой продукции.

В целях организации работы по изучению положительного опыта других регионов по вопросу создания дополнительных рабочих мест для осужденных путем размещения государственного и муниципального заказа на производственных площадях пенитенциарных учреждений территориальным УФСИН главам всех муниципальных образований Вологодской области, в том числе 06.04.2020 направлены соответствующие информационные письма с вложением методических рекомендаций по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Карелия и Калужской области, а так же электронной версии каталога производимой продукции.

 

Наряду с этим, реальная активность со стороны вышеуказанных органов региона по участию в данных закупках отсутствует.

Более того, анализ сайта госзакупок в текущем году свидетельствует, что заказчиками, например, Комитетом Государственного заказа Вологодской области (поставка постельных принадлежностей на сумму 2 710 187 рублей), администрацией муниципального образования «Город Великий Устюг» (поставка светодиодных светильников на сумму 7 589 009 рублей), муниципальным казенным учреждением «Служба городского хозяйства» (поставка остановочных комплексов на территории  муниципального образования «Город Вологда» на сумму 1 520 000 рублей), муниципальным унитарным предприятием города Череповца «Электросвет» (поставка светодиодных светильников на сумму 642 083 рублей), бюджетным учреждением здравоохранения Вологодской области «Вологодский областной психоневрологический диспансер № 1» (поставка мягкого инвентаря на сумму 88 835 рублей), бюджетным учреждением здравоохранения Вологодской области «Вытегорская центральная районная больница» (поставка мягкого инвентаря 78 066 рублей) и другими выставлено ограничение участия в определении поставщика - участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства.

Таким образом, государственные органы фактически препятствуют пенитенциарным учреждениям области участвовать в соответствующих закупках. (письмо Губернатору Вологодской области  Прокуратуры Вологодской области от 06.2020   за № 17-24-2020)

 

Сопоставляя объем проделанной территориальным УФСИН информационной и агитационной работы с величиной размещенного на базе исправительных учреждений регионального заказа, достигнутые положительные результаты взаимодействия в настоящее время не оказывают значительного влияния на сложившуюся ситуацию в уголовно-исполнительной системе области.

По-прежнему острым остается вопрос трудоустройства порядка 2000 трудоспособных осужденных, находящихся в исправительных учреждениях региона и на сегодняшний день в трудовых процессах не задействованных.

 

Только совместная реализация конкретных мероприятий УФСИН региона и правительства регионов на данном направлении позволит решить указанные задачи и достигнуть необходимой государственной цели.

 

Информируя об изложенном, основываясь на имеющихся положительных результатах работы в данной сфере других регионов, ввиду низкой активности бюджетных учреждений Вологодской области на указанном направлении, предлагаю вопрос этот обсудить, чтобы правительство любого региона могло оказать реальное содействие и поддержку в дальнейшем ориентировании муниципальных и государственных заказчиков на взаимовыгодное сотрудничество по интеграции заказов на производственные площади пенитенциарных учреждений нашего региона. 

 

А также следующие вопросы для обсуждения:

 

актуализация перечня товаров, определенных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 649, в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в размере до 15,0% от цены контракта.

 

Снижение налоговой нагрузки коммерческим организациям, готовым 

на взаимовыгодных условиях обеспечивать трудом осужденных, в части освобождения от уплаты налога на прибыль доходов, полученных с использованием труда осужденных, освобождения от уплаты налога на имущество организаций 

в части имущества, используемого для привлечения осужденных к труду. 

 

Оказания целевой финансовой помощи (разработка региональных целевых программ) учреждениям УФСИН для модернизации имеющейся материально-технической базы, включая реконструкцию зданий и сооружений ( по тем производствам, которые приносят в бюджет достаточно приличный доход) 

 

Установление квоты закупки товаров заказчиками у учреждений УИС 

в размере 15% совокупного годового объема закупок по аналогии с субъектами малого предпринимательства. 

 

Сейчас обсуждается очень актуальная тема привлечения труда осужденных, освобожденных из колоний.

Директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Калашников предложил заменить на многих строительных и промышленных объектах рабочих-мигрантов осужденными. При этом он подчеркнул, что людям, отбывающим наказание и направленным на важные стройки, будут создаваться достойные условия:

«Сегодня много говорится о том, что на крупных промышленных объектах и стройках не хватает рабочих рук. Ведутся переговоры с руководителями среднеазиатских республик, чтобы наладить поток мигрантов в условиях пандемии». 

 

Но есть и другое решение вопроса: сотни тысяч рабочих рук сейчас, без всякой, в том числе и для себя, пользы либо находятся в казенных домах, либо сидят на скамье подсудимых и ждут решения своей судьбы. И если приговор будет обвинительным, то встанет вопрос, чем занять человека во время срока. Почему не направить его туда, где после оттока мигрантов освободилось рабочее место? При этом - никаких аналогий с недоброй памяти трудовыми лагерями. 

 

Практика такая уже была использована. ** Статья 24-2 УК РСФСР введена Указом от 11 марта  1977 г.  (Ведомости Верховного Совета РСФСР,  1977 г.,  N 12,  ст. 255), с изменениями, внесенными Указами от 7 мая 1980 г.  (Ведомости  Верховного  Совета РСФСР,  1980 г.,  N 20,  ст. 535) и от 3 декабря 1982 г. (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982 г., N 49, ст. 1821).Статья приводится в полном объеме.

 

Статья 24-2. Условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду

 

При назначении наказания совершеннолетнему трудоспособному лицу, впервые осуждаемому к лишению свободы за умышленное преступление на срок до трех лет, а за преступление, совершенное по неосторожности,- на срок до пяти лет, суд, учитывая характер и

степень общественной опасности совершенного преступления, личность

виновного и иные обстоятельства дела, а также возможность его исправления и перевоспитания без изоляции от  

общества, но в условиях осуществления за ним надзора, может постановить об условном осуждении этого лица к лишению свободы с обязательным привлечением его на срок назначенного наказания к труду в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора, с указанием в приговоре мотивов такого решения. При условном осуждении к

лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду ему

могут быть назначены судом также дополнительные меры наказания в

случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР и

РСФСР.  Правила части третьей статьи 44 настоящего Кодекса в отношении этих осужденных не применяются.

Условное осуждение к лишению свободы с   обязательным привлечением осужденного к труду не применяется:

1) к лицам, осуждаемым за особо опасное государственное преступление (статьи 64 - 73); бандитизм (статья  77); умышленное

убийство (статьи 102, 103 и 240 пункт в ); умышленное тяжкое телесное повреждение (статья  108); изнасилование, совершенное

группой лиц, или изнасилование несовершеннолетней, изнасилование,

повлекшее особо тяжкие последствия, а   равно изнасилование малолетней (статья 117, части третья и четвертая); особо злостное хулиганство (статья 206, часть третья);

2) к лицам, к которым наряду с наказанием за совершенное преступление назначаются меры принудительного лечения от алкоголизма или наркомании, а также не прошедшим полного курса

лечения венерического заболевания;

3) к осуждаемым иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением  к

труду не может быть применено также:

к лицам, признанным в установленном порядке инвалидами первой,

второй и третьей групп; к беременным женщинам; к женщинам, имеющим

на иждивении детей в возрасте до двух лет,  а равно к женщинам в возрасте свыше 55 лет и мужчинам - свыше 60 лет; к совершившим преступления военнослужащим срочной службы. Если

условно осужденный уклоняется от работы в месте, определенном органами, ведающими исполнением приговора, либо систематически или злостно нарушает трудовую дисциплину, общественный порядок или установленные для него правила проживания, он направляется по

определению суда для отбывания лишения свободы, назначенного приговором. При этом время уклонения от работы не засчитывается, а время, в течение которого осужденный работал, может быть зачтено

судом частично или полностью в срок отбывания наказания из расчета

день за день.

Если условно осужденный в течение определенного судом срока лишения свободы совершил новое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 41 настоящего

Кодекса*.

Ссылка состоит в удалении осужденного из места его жительства с обязательным поселением в определенной местности.

Ссылка как в качестве основного, так и в   качестве дополнительного наказания может назначаться на срок от двух до пяти

лет. Ссылка в качестве дополнительного наказания может применяться только в случаях, специально указанных в статьях Особенной части настоящего Кодекса. Трудоустройство ссыльных возлагается на

исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов. Ссылка не применяется к лицам, не достигшим  до совершения преступления восемнадцатилетнего возраста, к беременным женщинам и

к женщинам, имеющим на иждивении детей до восьмилетнего возраста.

Порядок, места и условия отбывания ссылки устанавливаются

законодательством Союза ССР и РСФСР**.

 

Анатолий Ковлер, председатель комиссии СПЧ по гражданскому участию в развитии судебной системы,  согласился со мной: «У моего отца, замдиректора завода стройматериалов в Туле, в конце 70-х - начале 80-х работали более ста заключенных - и все были довольны. Им даже обустроили специальные бытовки, куда доставляли горячее питание - на зависть «обычным» рабочим. Все как в фильме «Приключения Шурика»: Шурику - кефир с батоном, а Феде - обед из трех блюд. Сейчас пытаются повторить этот эксперимент. Пожелаем ему удачи. Опасаюсь только, что хорошую идею испортят неуклюжие исполнители  - и вот за этим надо бы проследить ( наблюдательные комиссии, выезды на места членов СПЧ и т.п.)».

 

Почему-то сейчас идет обсуждение того, что ГУЛАГ вернется, что труд принудительный запрещен по Конституции РФ. Он не запрещен для осужденных.

 

Не вернется никакой ГУЛАГ, практика показывает, что люди осужденные, отработавшие на строительстве этих заводов, там и оставались трудиться. Целые улицы города Череповца в Вологодской области построены их руками, и они получили там квартиры когда-то. А сейчас они смогут заработать на ипотеку, да и заплатят долги по искам, будут платить алименты, содержать престарелых родителей. Это мораль и нравственность.

А не работать взрослым осужденным – это неправильно, они должны трудиться, чтобы, выйдя на свободу, не продолжали ничего не делать, не совершали преступления, а работали по специальности.