Асмолов Александр Григорьевич

Заведующий кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАО

Сегодня надо не выживать, а жить

Пандемия коронавируса стала вызовом всему человечеству, ведь проблему с распространением болезни можно решить только коллективными силами. О том, как коронавирус изменил нашу жизнь и как обществу подготовиться к изменениям, рассказал Александр Григорьевич Асмолов заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС. Он выступил в эфире программы «Нам надо поговорить» с Марианной Минскер на канале RTVI (rtvi.com):

29 марта 2020 856 просмотров

Пандемия коронавируса стала вызовом всему человечеству, ведь проблему с распространением болезни можно решить только коллективными силами. О том, как коронавирус изменил нашу жизнь и как обществу подготовиться к изменениям, рассказал Александр Григорьевич Асмолов заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС. Он выступил в эфире программы «Нам надо поговорить» с Марианной Минскер на канале RTVI (rtvi.com):

«Все обсуждают, не являются ли жёсткие действия правительств по борьбе с коронавирусом основанием нарушить права человека, нарушить права на обычные дела и повседневную жизнь. Лидерам государств необходимо отрефлексировать, что нужны понимаемые действия. Действие перестает быть жёстким, убийственным, разрушающим, когда ты понимаешь, ради чего оно делается…

В своё время великий мудрец по имени Гиллель сказал удивительно точные слова, он задал несколько точных вопросов, и я хочу, чтобы сейчас их все ещё раз услышали своим сознанием:

«Если не я для себя, то кто для меня? Но если я только для себя, то зачем я? Но если не я, то кто? И если не сейчас, то когда?». Эта формула Гиллеля должна, с моей точки зрения, войти в плоть и кровь сознания каждого из нас.

В словах, которые мы произносим каждый день, закодированы программы поведения и социальные программы. Они стали автоматизмами, их не замечают. Но давайте обратимся к ним. В них упакованы мудрость, социальные коды, как бы сказали в стиле Ричарда Докинза, мемы человечества. Когда встречаемся, мы говорим друг другу: «Здравствуйте!». Для нас это столь банально, но мы желаем друг другу здоровья, тем самым говорим о его ценности. Когда мы встречаемся в разных странах, мы говорим: «Шалом алейхем» или «Салам алейкум», что означает «Мы желаем мира», «Мир вам», и за этим звучит удивительно точная, выстраданная столетиями логика поведения. Встречаясь друг с другом за столом, например, в Израиле в шутливой или явной форме мы говорим великое слово «Лехаим» – «За жизнь», и это удивительно важно. Сегодня как никогда звучит «Шалом алейхем» всему человечеству, как никогда звучат слова «За жизнь». И банальное, уже привычное, когда мы раскланиваемся, и говорим за что-то «Спасибо», это – «Спаси тебя Бог».

И тут я задумываюсь, потому что то, что происходит, – это своего рода вызов не только для политических лидеров, не только для исследователей, но и для разных конфессий... Мы в ситуации, которая передаётся словами Шекспира: «Чума на оба ваши дома». Чума пришла. И чтоб чумы не было на оба наших дома, чтоб чума не произошла, как бы она не была описана в шекспировский период, как бы она не выступала на полотнах Босха, Брейгеля или Гойи, нам крайне необходимо понять: есть общечеловеческие действия во время чумы, и тогда в этих действиях нет ни эллина, ни иудея. В этих действиях есть общее для человечества.

…Сегодня опасно жить по формуле «сиди и жди – придумают вожди». Сегодня уникальное пробуждение активности каждого наряду с чёткими действиями государства, без пробуждения коллективного «мы» ничего не получится. Говорю это с болью, потому что, как сказал один психолог: «Человечеству легче расщепить атом, чем преодолеть собственные предрассудки». Эпидемия, которой поражено человечество многие столетия и даже тысячелетия, — это эпидемия ксенофобии. Когда появилась ситуация в Китае, чудовищно звучало, что в этом виноваты они – китайцы. Начинается игра в вину: кто виноват? Нужно ввести особого рода ситуацию в человечество, нам надо сообща выходить из этой беды. Кто окажется Ноем, кто в ситуации потопа поможет нам сделать общечеловеческий ковчег?..

Нас испортил вопрос «свои – чужие», когда «моя хата с краю, ничего не знаю». И прежде всего – мощная мотивация эгоизма. Но в одиночку не выживет никто. Те, кто запасает уникальные аппараты ИВЛ, столь необходимые в ситуации коронавируса, должны знать, что не аппаратом единым, потому что нужны медсёстры, профессиональные действия медиков. Мы в ситуации инфодемии и пандемии должны думать о тех, кто принимает удар на себя. Необходима чёткая работа, медики должны понимать, что происходит в этой ситуации…

Сегодня надо не выживать, а жить. Нет рецептов в ситуации неизвестности, но то, к чему прибегают мыслители, философы и политики, это только кооперация, только солидарность, только содействие, только полная прозрачность при открытости информации разных стран, только не инкапсуляция при принятии решений.

Пусть то, что я говорю, наивно. Пусть специалисты в области безопасности взглянут на меня, прищурив свои «безопасностные» глаза. Но я обращаюсь ко всем: как бы вы не блюли безопасность, вы должны чётко понимать, что коллективное решение может быть только прозрачным. И где-то на планете есть люди, которые найдут выход из этой ситуации – в этом я не сомневаюсь».

Источник: Психологическая газета