Асмолов Александр Григорьевич

Заведующий кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАО

Пристало ли России быть чемпионом по стрессу неуспеваемости?

Наши дети стали чемпионами по стрессу, вызываемому перманентным страхом. Страхом неуспеваемости. Эти данные прозвучали как гром среди ясного неба. За ними проступает следующий факт: ТАМ, ГДЕ В ОБРАЗОВАНИИ ПРАВИТ БАЛОМ КОНТРОЛЬ, ТАМ У ДЕТЕЙ РАЗВИВАЕТСЯ СТРЕСС НЕУСПЕВАЕМОСТИ.

20 января 2020 805 просмотров

Иногда в жизни очень грустно становиться чемпионами. Так произошло и с образованием моей родной страны. Она наконец-то стала чемпионом, но заняла особое место.

Наши дети стали чемпионами по стрессу, вызываемому перманентным страхом. Страхом неуспеваемости. Эти данные прозвучали как гром среди ясного неба. За ними проступает следующий факт: ТАМ, ГДЕ В ОБРАЗОВАНИИ ПРАВИТ БАЛОМ КОНТРОЛЬ, ТАМ У ДЕТЕЙ РАЗВИВАЕТСЯ СТРЕСС НЕУСПЕВАЕМОСТИ.

Не успеешь! Не догонишь! Не достанешь!

Вот эти установки на контроль вместо развития пронизывают нашу систему образования. В ней всё время, а в последние годы - особенно, контроль за результатами успеваемости детей опережает развитие.

Стресс неуспеваемости - это не только стресс! Он чреват тяжелыми деформациями личности детей.

Из-за поголовного контроля в системе образования мы сталкиваемся с ситуацией, когда страх неуспеваемости приводит не только к выгоранию личности учеников (а именно это показывают полученные данные), но и к выгоранию личности учителей, что не измерялось и не диагностировалось.

Эти данные - тревожный сигнал для всего нашего общества. Мы все вместе должны отрефлексировать следующую дилемму: либо и далее национальная стратегия образования России – это стратегия роста контроля, которая в итоге приведет к известному в психологии феномену «выученной беспомощности» детей, либо мы осознаем, что необходимо резко менять стратегию образования России. Повторял и ещё раз повторяю:

вопрос «Школа для ЕГЭ или ЕГЭ для школы?» – это гамлетовский вопрос «Быть или не быть образованию, которое даёт нашим детям веру в себя, в будущее, в возможность достичь успеха в мире больших скоростей.

Полученные результаты наглядно доказывают, что стратегия развития образования через возгонку Контроля за успеваемостью ребёнка – это дорога, которая превратит Россию в страну несчастных людей. Пристало ли России быть чемпионом по стрессу неуспеваемости? Вот вопрос, который должны задать себе учителя, родители и политики.

Мне кажется, ответ очевиден.

Источник: Вести образования