Ясин Евгений Григорьевич

Научный руководитель Высшей школы экономики

Обсуждение СПЧ проекта пенсионной реформы в контексте прав человека

Такое обсуждение проходило в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в течение 4 часов и 50 минут, по докладу первого заместителя министра по труду и социальным вопросам А.Н. Пудова и заключительным словам главы Пенсионного фонда РФ А.В. Дроздова.

11 октября 2018 1013 просмотров

Такое обсуждение проходило в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в течение 4 часов и 50 минут, по докладу первого заместителя министра по труду и социальным вопросам А.Н. Пудова и заключительным словам главы Пенсионного фонда РФ А.В. Дроздова.

Ниже в сжатом виде изложена позиция Совета по правам человека, выработанная в итоге дискуссии, отражающая многообразие мнений членов СПЧ и других выступавших. Основные линии нашей позиции.

1. Предложения, выдвинутые Правительством по пенсионной реформе, НЕ противоречат Конституции РФ, где не установлен пенсионный возраст, повышение которого составляет главное содержание реформы.

2. В то же время в постановлении Правительства РФ N790 от 7 августа 1995-го года «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ» было отмечено, что решающим фактором нагрузки на пенсионную систему является пенсионный возраст. Но тогда пенсионные возрасты (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), установленные намного раньше, в советское время, не были изменены. Было только сказано, что время изменения пенсионных возрастов наступит во втором десятилетии 21-го века, т.е. примерно сейчас.

3. Ныне повышение пенсионного возраста направлено на решение двух основных задач:

1) преодоление дефицита Пенсионного фонда и 2) повышение уровня пенсий по возрасту.

Сегодня мы имеем низкий уровень пенсий (33% от средней зарплаты). Этот уровень установлен для одного из самых низких уровней пенсионных возрастов в мире. Прожить на одну пенсию почти невозможно или в крайней бедности. При этом число пенсионеров по возрасту быстро растёт, тогда как численность занятых (наёмных работников) сокращается. Пенсионный фонд сводится с нарастающим дефицитом. Проблема требует безотлагательного решения и лучшим из этих решений является повышение пенсионного возраста – примерно до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Предполагается, что размер пенсий для лиц старших возрастов будет обеспечивать нормальную жизнь пенсионера по возрасту без приработков как сейчас.

4. Обстановка такова, что необходимо сменить сами основы формирования средств для жизни в преклонном возрасте. Нынешняя система построена так, что пенсии по возрасту оплачиваются государством и работодателями. Работающие к этому как бы не имеют отношения. Пока число пенсионеров к числу работающих составляло где-то 12-15%, такое положение казалось приемлемым. Но сейчас число работающих сокращается, а пенсионеров по возрасту растёт и ныне составляет около 30% работающих. Неизбежен переход к иной пенсионной системе, например такой, в которой средства для жизни в преклонном возрасте будут складываться из накоплений самих работающих, разумеется при условии существенного повышения оплаты труда.

5. В настоящий момент мы оказались перед началом переходного периода, в течение которого будет происходить смена распределительной системы на накопительную. Переход сопряжен с чрезвычайными трудностями. Поэтому он в течение определённого времени задерживается. А ныне, когда он (переход) реально начинается, общество сталкивается с неизбежными и весьма значительными трудностями. Сейчас они оказались в центре дискуссий и для их преодоления должны быть предложены приемлемые решения.

Оригинал