Маковецкая Светлана Геннадьевна

Директор фонда "Центр гражданского анализа и независимых исследований "ГРАНИ"

Не очень большая, но вполне ощутимая и конкретная подвижка в сторону неухудшения ситуации с НКО

2 апреля 2021 870 просмотров

В 2021 году у российских НКО возникла серьёзная проблема. Они могли понести запретительно высокие издержки на исполнение требований приказа Минюста о предоставлении до 15 апреля отчётности НКО с выделением в составе благотворительных средств, полученных в прошлом году от российских организаций и лиц, которые в свою очередь получили какие-то средства и имущество из иностранных источников.

 

СПЧ уведомил Минюст о своей обеспокоенности сложившейся ситуацией. 17 марта состоялось проблемное обсуждение с участием министра и заместителя министра юстиции, на нём я, как руководитель постоянной комиссии СПЧ по делам НКО, и Валерий Александрович Фадеев представили предложения по защите интересов НКО в отчётной кампании этого года.

 

В ходе обсуждения Министерством была предложена конструкция «презумпция добросовестности» НКО при сдаче отчётности и перенос отчётности на 3 месяца.

По результатам обсуждения была сформирована рабочая группа, которая в короткий срок должна была выработать предложения в методические рекомендации по заполнению самых «одиозных» форм отчётности, чтобы нормализовать ситуацию.

 

Будучи в составе рабочей группы Минюста, я совместно с юристами Центра ГРАНИ  предложила проекты текстов в разделы методрекомендаций для НКО по предоставлению отчётности. 24 марта тексты были переданы в Минюст. 25 марта состоялось короткое заседание рабочей группы. 

 

В основном наши предложения были несколько радикальнее, чем предложения ОП РФ. Мы совпадали с позицией коллег по рабочей группе от неправительственных организаций, поскольку их предложения были  направлены на приведение терминологии, использованной в форме отчетности в соответствии с последними изменениями в законодательство о некоммерческих организаций.

 

Мы не согласились с позицией членов рабочей группы от Общественной палаты РФ в той части, которая кажется нам сомнительной, согласно которой НКО производит заполнение ключевых форм отчетности – ОН0002 и ОН0003 – при условии предоставления информации российских юридических лиц, лиц без гражданства, иностранных граждан о том, что они являются иностранным источником. Фактически это ставит под сомнение презумпцию невиновности НКО, о которой говорили на совещании 17 марта представители Минюста, и принуждает организации принять очень «объёмные и дорогие» меры по обращению к жертвователям за предоставлением информации об отсутствии у того или иного жертвователя иностранного элемента, поскольку непонятно каким образом жертвователь должен узнать о необходимости предоставления такой информации.

 

В результате Минюст разработал метод рекомендации для НКО по заполнению отчётности с учётом предложений рабочей группы и перенёс сдачу на 15 июля. Рекомендации опубликованы 31 марта. В них говорится, что НКО должна сообщать сведения об имуществе от российских юрлиц, получающих средства из-за рубежа, только если у НКО есть соответствующая информация. Организации не будут привлекать к административной ответственности, если указанные в этом случае сведения неполные. Итоговый текст методрекомендаций: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/metod-rekomend.pdf 

 

Из не вошедшего в рекомендации, но имеющего отношение к отчётности, участниками рабочей группы было предложено донести до региональных минюстов информацию о продлении сроков отчётности, так как сейчас уже очевидно, что они не в курсе. А также проинформировать официально на сайте Министерства, что территориальным управлениям предложено ограничиться при проверке отчётности такими санкциями НКО как предупреждение и не применять уже имеющуюся норму о серьёзных штрафах за неверную отчётность. Это то, что можно было сделать пока без коренного изменения НПА. Это не очень большая, но вполне ощутимая и конкретная подвижка в сторону неухудшения ситуации с НКО.

 

На одном из ближайших заседании постоянной комиссии №1 СПЧ мы предлагаем обсудить совокупность иных предложений к Минюсту. Основное направление которых –снижение возможности усмотрения чиновников прозрачной регламентацией шагов по применению законодательства или, по крайней мере, максимальное усложнение для чиновников таких усмотрений. Мы предлагаем рассмотреть возможности снижения административных барьеров для деятельности НКО, предложив Минюсту применять риск-ориентированный подход к контролю, гармонизацию требований к регулированию сектора через элементы регуляторной гильотины и т.д. Мы надеемся в рамках консервативного пути предложениями в регламентацию органов юстиции, а далее и небольшими изменениями в иные правоприменительные акты, «вытаскивать» из-под действия усложнившегося законодательства максимальное количество групп НКО, которые попали туда случайно. И, конечно, имеем в виду разработки предложений в изменение законов с целью улучшения ситуации для объединений граждан. При любой представившейся возможности. И поперёк её.