Винокурова Екатерина Владимировна

Руководитель отдела "Регионы" Russia Today

Насильно прав не будешь

«Нужно быть настолько психологически больным человеком, который берёт камеру и говорит: «Боже, мой муж меня бьёт…» А почему, ты не задумывалась об этом? А что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил? А что ты сделала для того, чтобы он тебя ударил?» — в частности сказала Тодоренко.

30 апреля 2020 926 просмотров

Известная телеведущая Регина Тодоренко, находясь на самоизоляции, дала интервью изданию Peopletalk, в котором крайне неудачно высказалась о домашнем насилии, в частности заявив, что многие жертвы сами виноваты.

«Нужно быть настолько психологически больным человеком, который берёт камеру и говорит: «Боже, мой муж меня бьёт…» А почему, ты не задумывалась об этом? А что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил? А что ты сделала для того, чтобы он тебя ударил?» — в частности сказала Тодоренко.

Потом она выступила на ту же тему в прямом эфире в Instagram с главным редактором журнала Glamour Иляной Эрднеевой. «Женщина года» (по версии того же Glamour) высказалась ещё более неудачно: «Психологи доказали, что женщине очень нравится быть жертвой… И впоследствии, когда происходит какой-то акт физического насилия, наутро она встаёт и становится спасительницей: её муж избил, когда был пьяный, а утром она ему принесла рассольчика и супчика и начала читать ему нравоучения».

Начался скандал, титул «Женщины года» журнал Glamour у Регины Тодоренко отозвал. Позже телеведущая опубликовала уже два поста с извинениями, рассказав, что вообще не понимала, что такое домашнее насилие и с чем реально сталкиваются его жертвы, а также призвала поддержать ряд НКО, помогающих жертвам домашнего насилия. Но блогосферу было уже не остановить: у Тодоренко и её супруга, певца Влада Топалова, который день в аккаунтах множатся проклятия и пожелания всего самого худшего. PepsiCo остановила рекламную кампанию сока J7, лицом которой была телеведущая, заявив, что компания «шокирована высказываниями» и выступает «против насилия в любых формах».

Давайте договоримся на берегу. Высказывание очень хорошей и талантливой телеведущей Регины Тодоренко — очень глупое и недопустимое. Насилие в любых формах, безусловно, не имеет права на существование. Ни мужчины по отношению к женщине, ни женщины по отношению к мужчине. Ни к пожилым родителям, ни к детям (ситуацию «случайно столкнулись лбами в узком коридоре в темноте» мы, разумеется, в расчёт не берём). Закон о профилактике домашнего насилия нужен (спорить можно по конкретным пунктам и подходам), равно как и создание инфраструктуры помощи жертвам такого насилия. Кстати, жертвой домашнего насилия не обязательно может быть жена. Это может быть муж. Помните историю Эмбер Хёрд и Джонни Деппа? Где-то могут годами избивать пожилых родителей, а где-то в эту самую минуту мучается ребёнок, которого держат пристёгнутым к батарее, чтобы наказать. Проблема домашнего насилия существует, особенно в самоизоляционные времена.

И всё же в этой ситуации есть несколько больших но.

Регина Тодоренко — телеведущая, а не депутат Госдумы, не эксперт и не академик. И, к сожалению, она в данной ситуации высказала мнение, которое разделяют многие обыватели, в том числе, увы, прошедшие через ситуации домашнего насилия. «Жертва должна давать отпор», «Не надо провоцировать», «Будь мудрее» и даже «Бьёт — значит любит» — это то, что мы слышим постоянно. Не все обыватели знают о количестве в российских колониях женщин, убивших мужей при попытке дать тот самый отпор. О том, что если женщина выскочила ночью на мороз в тапочках на улицу, то ей некуда идти. О стыде признаться в том, что стала такой жертвой. О психологической зависимости у жертвы от агрессора и так далее.

Так вот. Обывателей, разделяющих такое мнение, надо просвещать. Объяснять, показывать, рассказывать, потом ещё раз объяснять. Опять же, лично Тодоренко никак не может отрицательно повлиять на судьбу закона «О профилактике домашнего насилия», в отличие от некоторых депутатов Госдумы, у которых информации гораздо больше и которые сознательно транслируют позицию, что семейного насилия то ли нет, то ли это нормально.

На Тодоренко же набросились всей толпой, желая её не просветить, а — будем честны — растоптать. Так вот, у меня очень плохие новости. В данном случае рыцари в белых пальто (точнее, белых пижамах) пытаются победить зло — злом. Сами занимаются психологическим насилием, то есть травлей. Кибербуллинг — это тоже вид насилия.

Второе но в этой истории — это несоразмерность ошибки и наказания. Телеведущая произнесла несколько глупых фраз, за что её пытаются лишить всех званий и работы. При этом тот же Марат Башаров, недавно в интервью на телевидении признавшийся, что бил своих жён, продолжает спокойно вести «Битву экстрасенсов». Регина Тодоренко — это явно не Харви Вайнштейн и даже не Эмбер Хёрд, которая сперва обвиняла своего бывшего мужа Джонни Деппа в домашнем насилии, а на самом деле, как оказалось, сама его избивала.

Более того, я сама неоднократно оказывалась под шквалом общественного неодобрения за те или иные фразы, после чего извинялась.

Тодоренко была неправа. И у неё хватило совести извиниться. Ошибка и продолжающаяся публичная казнь выглядят уже несоразмерно.

Есть третий момент под названием самоизоляция. В обычное время, повторюсь, такого рода высказываний мы слышим достаточно, в том числе от депутатов Госдумы или просто именитых людей. Вот, к примеру, год назад в эфире у телеведущей Ксении Собчак продюсер Яна Рудковская говорила: «В браке кто-то из супругов должен быть мудрым, поскольку, если все будут показывать свой характер, брак не состоится… Либо ты живёшь и терпишь всё, и ругаешься и так далее, либо ты проявляешь женскую мудрость».

Высказывания Рудковской тогда никто не заметил. Или вот депутат Госдумы от КПРФ, глава комитета по делам семьи Тамара Плетнёва открыто высказывалась: «У нас женщины другие — не европейские, не американские. Они сегодня плачут, завтра прощают». «У меня эта проблема не стоит. У вас — не знаю». «С одной стороны, нельзя женщин бить. С другой — у нас же люди быстро мирятся. Мужу этот ордер выпишут или посадят, не дай бог. А кто деньги будет зарабатывать?». И ничего, Плетнёва продолжает быть депутатом Госдумы и желанным гостем телеэфиров.

К сожалению, в самоизоляции на фоне общей тревожной обстановки в связи с коронавирусом людям нужно куда-то выплёскивать негатив. И Тодоренко стала для них идеальной боксёрской грушей.

Каким мог бы быть выход из ситуации? Так как Тодоренко — это явно не Пол Пот и не Гитлер, а просто телеведущая, допустившая глупое высказывание, не надо её уничтожать. Надо дать ей шанс исправиться самой и заодно просветить её подписчиков, среди которых немало обывателей, ничего не знающих о реальной проблеме домашнего насилия. Уничтоженная Тодоренко серьёзно потешит лично ваше самолюбие? Поможет борьбе за жертв домашнего насилия? Нет. А вот Тодоренко — поможет. Нет, даже не самой себе, а большому общему делу. Поможет конкретным жертвам домашнего насилия.

Большие общие дела — они не только для рыцарей в белых пальто. Они и для тех, кто сделал ошибку и хочет её исправить.

Источник: RT