Поляков Леонид Владимирович

Заведующий кафедрой общей политологии Государственного университета - Высшей школы экономики

Мы вступаем в новую эпоху

Краткий анализ Послания Президента – «российская демократия», политическая конкуренция, недопустимость криминала в политике, многопартийность. Леонид Поляков,  Политолог, замдекана фа ...
10 января 2013 1100 просмотров
Краткий анализ Послания Президента – «российская демократия», политическая конкуренция, недопустимость криминала в политике, многопартийность.


Леонид Поляков,  Политолог, замдекана факультета  прикладной политологии НИУ-ВШЭ:
"Довольно значительную часть своего послания президент посвятил политическим сюжетам, тем более что на эту тему ему есть, что сказать. Очень важный вопрос о смысле и характере демократического развития, вообще, российской демократии.
В.В.Путин этот термин «российская демократия» специально подчеркнул, и он уточнил, что российская демократия - это власть именно российского народа, а не каких-нибудь навязанных нам извне моделей демократии. Здесь не прозвучал термин «суверенная демократия», но по сути дела некая такая смысловая преемственность с тем, что говорилось ранее, именно с помощью этой терминологии, здесь очевидна.
Конечно же, смысл демократии (и в последний год это стало всё более и более очевидно, и президент это не намерен игнорировать), смысл демократии в том, чтобы существовала, и не просто существовала, но была представлена достаточно широко, политическая конкуренция, конкурентная политическая среда. Но у этой конкурентной политической среды должны быть некие чёткие рамки и границы.
Политическая конкуренция не должна перерастать в политическую холодную или, тем более, в гражданскую войну. Поэтому В.В.Путин сформулировал несколько позиций очень важных для того, чтобы мы могли представить себе его понимание российской демократии и условий политической конкуренции.
Политическая конкуренция может вестись исключительно при условии сохранения суверенитета. Т.е. никакая политическая деятельность, которая предполагает ориентацию на чужие национальные интересы, в рамках цивилизованной политической конкуренции не возможна.
Да, мы все должны согласиться, что если мы - российские политики, то мы действуем в интересах России, в интересах российского народа, а не в интересах других каких-то стран. В политической конкуренции не должно быть того, что разрывает страну и, скажем, такие явления, как сепаратизм, должны быть исключены. Это условие, которое для нашей многонациональной страны неизбежно. И это условие того, что конкуренция будет плодотворна, а не будет разрушительна.
Очень важный момент заключается в том, что В.В.Путин ещё раз подчеркнул, присутствие криминала в политике не допустимо. Т.е. это как бы некие самоочевидные вещи, но на самом деле президент сказал, что, к сожалению, мы имеем такие факты. Задача будущего, задача развития политической конкуренции заключается именно в том, чтобы вот эти криминальные проявления исключить абсолютно. Политика должна быть конкурентной, но в определённых вот этих рамках и границах.
Для того чтобы способствовать политической конкуренции президент полагает, что нужно нам перейти на новый этап избирательной системы выборов в высшие законодательные органы страны, в частности - в Государственную Думу. И президент предложил, что мы можем перейти уже по всей вероятности в следующий избирательный цикл, т.е. конкретно в 2016-м году, перейти к системе, которая будет включать с себя выборы по мажоритарным округам. Т.е. система, при которой мы будем голосовать не только за партийные списки (как это было вот на выборах в декабре 2011-го года), но также система, при которой будут одномандатные округа, в которых будут избираться представители как различных партий, так и индивидуальные кандидаты-самовыдвиженцы.
В чём здесь, собственно говоря, смысл? Почему президент считает важным такой тип развития нашей избирательной системы? Здесь несколько соображений на эту тему есть. Главное, очевидно, то, что в одномандатных округах избираемые депутаты - это люди, которые находятся в непосредственном контакте со своими избирателями.
Потому что партийная система, пропорциональная система несколько отдаляет. Да, она очень плодотворна для развития именно партий, как очень важного института демократии. Но в то же время бывает так, что люди голосуют за партийный список, а прямого контакта с представительной и законодательной властью не получается. Они знают, кто лидер партии, а кто свой депутат - трудно людям понять.
Когда существуют одномандатные округа, избираются по одномандатному округу политики, то, конечно, здесь степень контакта, близости общения с избирателями практически на порядок выше. И в этом смысле сближение людей и власти - вот эта цель предлагаемой В.В.Путиным реформы. Это очень важный момент.
И ещё, я думаю, что здесь заложено следующее соображение. Вот это поколение - от двадцати до сорока, на котором лежит миссия продвижения России в будущее, творческий креативный класс, - оно ведь прилагает свои силы не только в своей повседневной профессиональной деятельности, оно может быть креативно и политически. А когда существуют только партийные списки, то, как правило, у людей такого типа - профессионалов в своей отрасли, но слабо вовлечённых или вообще находящихся за пределами партийной политики, они не являются партийными функционерами, - у них шансов попасть в политику через партию практически нет.
Но зато, если мы вводим систему одномандатных мажоритарных округов, то всякая яркая личность, творческий человек, тем более живущий в своей среде, он получает отличный шанс. Т.е. мы можем эту творческую энергию креативного класса профессионалов также приложить и в политической сфере.
Я думаю, что В.В.Путин имел ввиду и это - новую мобилизацию, новых политиков. В.В.Путин также предложил пока ещё не в качестве уже очевидной такой инициативы, которую необходимо реализовать, но он предложил подумать над тем, чтобы разрешить на выборах так называемые блоки.
Современная российская многопартийность цветёт пышным цветом. Уже зарегистрировано около полусотни политических партий, и ещё около двухсот стоят на очереди в Минюсте. И при нынешнем порядке регистрации партий, который упрощён максимально, очевидно, что у «малышей» вот этих политических шансы на самостоятельное прохождение в Государственную Думу или в Законодательное собрание субъектов Федерации близки к нулю. Когда это так, то это плохо.
Политическая конкуренция должна подпитываться, в том числе, и возможностью для вот таких маленьких политических игроков действительно участвовать во власти. И В.В.Путин, ещё раз повторяю, не предложил это как реальную реформу, но он предложил начать дискуссию на эту тему. Не исключено, что к следующим выборам, повторяю, 2016-й год, мы можем (если действительно какой-то консенсус на эту тему будет получен среди экспертов, политиков, общественных деятелей, потому что я думаю, что это будет очень широкая общественная дискуссия), мы получим ситуацию, когда не только зарегистрированные политические партии индивидуально будут участвовать в выборах, но также и объединения маленьких партий в виде политических блоков.
Так что, как мы видим, В.В.Путин считает, что нынешняя политическая система, демократическая политическая система России - это не нечто застывшее, не нечто готовое. Не какая-то схема, в рамках которой мы обречены существовать постоянно, а это такая подвижная среда, которая должна помогать нам решать конкретные задачи. Мы должны относиться к нашей политической системе, как к демократически важной и ценной для нас, и в то же время - как к инструменту решения основной задачи.
А основная задача - это обеспечение нашего будущего. Это, прежде всего, возможность обеспечить развитие на основе стабильности. Сама по себе политика ценна лишь в том смысле и только тогда, когда она действительно позволяет нации реализовываться. Политика для политики (в отличие от «искусство для искусства») не бывает. Политика обслуживает интересы людей, каждого конкретно, социальных групп и страны в целом. Вот на это нацелена та политическая реформа, самые общие принципы которой я вот сейчас охарактеризовал.
Конечно, я не затронул все аспекты и все те положения, которые касаются политической реформы. Просто надо читать. Я думаю, что это - особенно для экспертного сообщества, для политиков - очень важные вещи. И дискуссия уже началась. Потому что далеко не всё, что предлагает президент, воспринимается всеми одинаково. Каждый политик начинает искать свою выгоду. Каждый политик оценивает ту или иную идею президента с точки зрения своих перспектив. И я поэтому ожидаю очень интересной живой дискуссии, и это, в свою очередь, придаст энергетику нашей политической жизни.
Я думаю, что уже в следующем году, когда мы придём к единому дню голосования - это 8 сентября 2013-го года, - кое-какие из этих идей президента мы увидим, как они будут реализованы на практике."