Асмолов Александр Григорьевич

Заведующий кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАО

"Это попытка ввести крепостное право". В чем опасность поправок в Конституцию, касающихся детей

У них ребенок – ценность, у них семья – ценность, у них высшей и главной ценностью является любовь к ребенку, к человеку и к семье. И я их позицию поддерживаю и как человек, и как психолог, и как председатель комиссии по науке и образованию СПЧ. То есть она для меня является органичной, человекоцентричной и очень близкой.

7 марта 2020 911 просмотров
НКО и благотворительные фонды написали коллективное письмо в Совет по правам человека РФ с просьбой дать оценку поправке в Конституцию про детей.

На данный момент предлагается внести в Конституцию поправки в следующем виде: «Дети являются важнейшим достоянием России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, принимает на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Авторы письма в СПЧ не согласны с такой формулировкой и предлагают дать ей оценку и внести в нее изменения. По их мнению, дети не могут быть достоянием ни с точки зрения логики и русского языка, ни с позиции гражданского законодательства. Также представители НКО опасаются, что прописанная в Конституции норма, согласно которой государство может взять на себя обязанности родителей, приведет к массовому помещению детей в госучреждения.

Надо ли менять формулировку и что государство должно гарантировать ребенку, «Правмиру» рассказал председатель постоянной комиссии по образованию и науке при СПЧ Александр Асмолов.

Дети – собственность государства?

– За позицией тех, кто сформулировал поправки в Конституцию, и за позицией представителей НКО, обратившихся в СПЧ, стоят совершенно различные ценностные установки понимания детства и общества. За ними разные реальности, и будут разные последствия, если нормы, предлагаемые сейчас, войдут в жизнь.

Предложенный вариант поправок, который, слава Богу, еще не вступил в жизнь, отводит детям чисто пассивную роль – роль собственности государства.

Александр Асмолов

По большому счету, предлагаемый вариант в ряде моментов и акцентов явно и неявно пытается ввести в России особого рода крепостное право. Крепостное право государства на развитие растущего человека. Крепостное право государства на жизнь детей и подростков.

Что нужно гарантировать

Совершенно иная ценностная система, которую я иногда называю антропоцентрической, человекоцентрической, стоит за поправками, которые предлагают коллеги из НКО.

У них ребенок – ценность, у них семья – ценность, у них высшей и главной ценностью является любовь к ребенку, к человеку и к семье. И я их позицию поддерживаю и как человек, и как психолог, и как председатель комиссии по науке и образованию СПЧ. То есть она для меня является органичной, человекоцентричной и очень близкой.

Государство же должно создать, я это подчеркиваю, и гарантировать условия, чтобы не было в буквальном смысле слова расчеловечивания ребенка.

Чтобы у него было право самому выбирать образ жизни, который не был бы скован теми или иными социальными или экономическими ограничениями. В этом мотив поправок, которые предлагаются НКО.

Последствия принятия поправок в том виде, в котором они есть сейчас – это произвол и полная власть государства над жизнью детей. Строки Лермонтова про Россию «страна рабов, страна господ», станут строками не XIX, а XXI века. Только рабами окажутся наши дети и наши семьи. Это антигуманно.

Предложенные поправки, касающиеся мира детства и мира семьи в Конституции, непрофессиональны. Любые поправки, которые нужно вносить – это поправки, которые усиливали бы поддержку ценностей и достоинства человека, семьи и ребенка.