Киркора Ирина Владимировна

Заместитель Председателя Совета, Директор АНО "Авторский психологический центр "Мир Семьи"

Дистанционная торговля лекарственными препаратами, предоставляемыми по рецепту

Необходимость дистанционной продажи рецептурных лекарственных средств обусловлена правом граждан России на медицинскую помощь в соответствии со ст.41 Конституции России, которые не могут ее получить оффлайн, ввиду объективных жизненных обстоятельств (находятся на картине, не могут самостоятельно передвигаться и т.д.). В связи с чем, единственным способом получения медицинских препаратов для указанной категории граждан – получение по электронным рецептам онлайн.

30 марта 2020 801 просмотр

Необходимость дистанционной продажи рецептурных лекарственных средств обусловлена правом граждан России на медицинскую помощь в соответствии со ст.41 Конституции России, которые не могут ее получить оффлайн, ввиду объективных жизненных обстоятельств (находятся на картине, не могут самостоятельно передвигаться и т.д.). В связи с чем, единственным способом получения медицинских препаратов для указанной категории граждан – получение по электронным рецептам онлайн.

Лекарственные средства по рецептам, как правило, получают страдающие тяжелыми формами заболеваний и/или социально - незащищённые лица: инвалиды, участники ВОВ и т.д., которым соответствующие лекарственные средства назначены по жизненным показаниям. Ввиду чего, указанные лица порой не в состоянии самостоятельно обратиться в аптеку для получения жизненно – необходимого лекарственного средства.

Кроме того, в рамках объявленной самоизоляции в период пандемии коронавируса, доставка рецептурных препаратов для граждан, жизнь которых зависит от указанных препаратов, является не просто особенно актуальной, а жизненно необходимой.

Таким образом, нынешняя ситуация, а также информатизация общества приводит к неизбежности дистанционной торговли лекарственными средствами, в том числе и рецептурными лекарственными средствами. Поэтому стоит поставить вопрос о разумности норм федерального законодательства, которые не позволяют лицам (в том числе, с ограниченными возможностями, например) приобрести фармацевтические средства, продаваемые по рецепту, не выходя из дома.

Таким образом, в нынешних условиях в виду отсутствия возможности дистанционной покупки рецептурных лекарственных средств, граждане России не могут реализовать свое право на медицинскую помощь, предусмотренное  статьей 41 Конституции России.

Необходимые изменения в действующее федеральное законодательство: для этого необходимо внести изменение в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведений о сайтах в сети «Интернет», содержащих информацию о продаже дистанционным способом лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту.

Законопроект: 285949-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом" возвращен на второе чтение  19.03.2020 г. в целях проработки рецептурной онлайн продажи.

Ввиду сложившейся ситуации, во исполнение статьи  41 Конституции России в настоящий момент положения законопроекта по рецептурной дистанционной продаже лекарственных средств  в ускоренном порядке необходимо согласовать  с Правительством РФ  и рассмотреть во втором и третьем чтении в ГД РФ, а также в Совете Федерации.

СПРАВОЧНО: Вопросы дистанционной продажи безрецептурных медицинских препаратов:

17 марта Президент России подписал  Указ № 187 (далее – Указ), согласно которому должна быть обеспечена  доступность лекарственных средств для граждан России и предусматривать дистанционный способ продажи аптечными организациями лекарств, для которых не требуется рецепт врача. Согласно Указу порядок выдачи разрешения на дистанционную продажу таких лекарств, порядок ее осуществления и правила их доставки гражданам еще предстоит разработать Правительству РФ. Также кабинет министров обязан усилить контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере обращения лекарственных средств в части недопущения обращения фальсификата, контрафакта и т. д. и по необходимости представить предложения по изменениям в правовом регулировании в этой сфере, направленным на повышение ответственности аптечных организаций при розничной торговле лекарствами, в том числе дистанционным способом.