Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Ясин Евгений Григорьевич
Научный руководитель Высшей школы экономики, глава фонда "Либеральная миссия"

Консервативный сценарий

  • Опубликовано 27 Мая 2018
  • 296 просмотров

В течение длительного времени до президентских выборов, а затем до инаугурации 7 мая с.г. обсуждался вопрос о выборе политики, которая должна создать условия для разрешения проблем в экономике, ускорения её роста и повышения благосостояния граждан.

Проблемы эти проявились в 2012-13 гг, а затем обострились в 2014-ом году. Если поначалу они выражались в снижении темпов роста, то после 2014-го года они перешли в спад (2015-16 гг.), а с 2017-го года ситуация вроде изменилась, но подъём составил 1,5%. На 2018-ый год вырисовывается примерно та же перспектива.

В течение определённого времени Президент создал условия для работы Центра стратегических разработок (ЦСР), поставив во главе его А.Л. Кудрина, своего старого друга. ЦСР и Кудрин разрабатывали программу реформ с либерально-демократических позиций, обращая внимание на то, что с 2012-2014 гг. начался новый этап развития России: трансформационный кризис и восстановительный подъём, первые этапы развития постсоветской экономики, опирающейся на рыночную экономику, а затем на повышение нефтяных цен, закончились и надо переходить к новому этапу, к новым механизмам роста. Пока, уже 6 лет после 2012-го года прошло, проблему нельзя было считать решённой, хотя предложения, связанные с либеральным поворотом были сделаны. Дело откладывалось до выборов, а затем до инаугурации Президента и формирования нового правительства.

Наконец, все эти события прошли и можно сделать первые выводы. Мы говорили ранее о двух основных сценариях: первый — инерционный, консервативный, который не прибегает, во всяком случае поначалу, к каким-либо либеральным реформам, опираясь, в основном, на инструменты, применявшиеся ранее, уже примерно с 2003-го года. Второй сценарий — реформистский, предполагает ряд реформ не только в экономике, но также в праве и в политике (конкуренция и экономическая, и политическая). Это скорее мои представления, ибо о многих вещах не говорилось, но предполагалось, чтобы создать основы для успеха.

Теперь обстановка прояснилась, во всяком случае во многих отношениях. Выбран консервативный сценарий. В своём инаугурационном указе Президент выдвинул в частности задачу — поднять темпы роста не менее 3% в год, приблизить страну к уровню наиболее развитых стран. Сейчас становится ясно, что намерено делать Правительство. Первое — опора на финансовые механизмы, вплоть до повышения налогов, включая подоходный; заметное сокращение бюджетных расходов. Но акцизы к потребительским ценам даже намечено сократить. Пенсионный возраст будет повышен, а пенсии для новых возрастов — также повышены.

Я лично поддерживаю эту реформу, но считаю её просто запоздавшей.

В остальном всё, о чём говорит правительство, представляется разумным, но цели, которые должны быть достигнуты его политикой, вряд ли будут достигнуты. Слишком недостаточны стимулы предпринимательской и гражданской активности, упор в основном на госкомпании и усилия самого государства. Я бы сказал так: установка на усиление дисциплины и старания, но не на новые институты, дающие больше свободы и обязательности, вызывающие доверие. Может быть, это первый шаг?

До встречи,
Евгений Ясин


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2018 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter