Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Борисов Игорь Борисович
Председатель совета Общероссийской общественной организации «Российский общественный институт избирательного права»

Особое мнение на предложения СПЧ о мерах по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия

  • Опубликовано 03 Августа 2017
  • 265 просмотров

Особое мнение Борисова И.Б.
на проект Предложений Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека о мерах по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия


В порядке ст.24 Регламента Совета

В целом поддерживаю инициативы, направленные на развитие судебной реформы по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении  правосудия, понимая, что это является основой для осуществления справедливого и беспристрастного правосудия и основой противодействия коррупции в судах.

Тем не менее, основываясь на объективной реальности, как имеющий место факт существования современного социума, текущие условия развития российской государственности и нашего общества, существующие вызовы нашей нации, не умоляя риски непродуманных шагов и решений, считаю необходимым поэтапное проведение реформы российской судебной системы.

В связи с этим:

Не могу согласиться с п. 5 Предложений в части «Аудиопротоколирование судебного заседания также позволяет обеспечить доступ к этой информации через Интернет, что является действенной гарантией эффективного общественного контроля за деятельностью судов, который призван гарантировать как независимое правосудие для граждан, так и независимость осуществляющих его судей.»

В аудиопротоколах будет содержаться информация о персональных данных и его публично размещение в сети интернет может повлечь за собой нарушение законодательства о защите персональных данных.

Также вызывает сомнения п. 6 в части «В этой связи в целях укрепления гарантий независимости судей и их несменяемости Совет предлагает:

привлекать заключения независимых специалистов из числа представителей юридической общественности в ходе рассмотрения квалификационными коллегиями судей вопроса о дисциплинарной ответственности судьи за проступки, выразившиеся в однократном нарушении закона, а также когда в дисциплинарном производстве затрагивается вопрос о содержании вынесенного судьей или с его участием решения;»

Считаю, что таким образом погоня за обеспечением гарантии независимости судей может обернуться вмешательством со стороны представителей юридической общественности в независимость судебной системы.

Полагаю, необходимо пересмотреть  п.9 Предложений в части возможности рассмотрения с участием народных заседателей рассмотрение применения меры пресечения в ходе расследования преступлений, так как применение меры пресечения, как содержания под стражей, на практике обычно требует оперативного принятия решения, что может быть не всегда достигнуто с участием народных заседателей, учитывая их возможность оперативно явиться на судебное заседание.

В конечном итоге нельзя рассматривать вопросы обеспечения гарантии независимости судей без ужесточения отбора кандидатов на должность судьи, делая упор на моральные качества претендентов. Что полностью соотносится с ч.1 ст.11 Конвенция ООН против коррупции (ратифицирована Российской Федерацией в 2006г.), которая предусматривает с учетом независимости судебной власти и ее решающей роли в борьбе с коррупцией каждое Государство-участник принимает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы и без ущерба для независимости судебных органов, меры по укреплению честности и неподкупности судей и работников судебных органов и недопущению любых возможностей для коррупции среди них.

Также стоит обратить внимание в Предложениях на имеющие место быть стереотипы среди населения о невозможности повлиять на проблемы, существующие в судебной системе Российской Федерации, тогда как судебная система в первую очередь призвана реализовать демократический принцип верховенства прав и должна обеспечивать посредством новых коммуникационных технологий восстановление доверия российских граждан к верховенству права и правосудию, в частности.


Член Совета                                                                                             И. Борисов


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2017 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter