Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Бобров Евгений Александрович
Руководитель правозащитной организации "Восход"

О недопустимости авральной и непродуманной реформы местного самоуправления в Московской области

  • Опубликовано 16 Ноября 2016
  • 3677 просмотров

 

Обращение муниципального депутата, члена СПЧ при президенте РФ и губернаторе Московской области Евгения Боброва к губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву

 

Уважаемый Андрей Юрьевич!

 

В связи с непродуманностью авральной реформы по преобразованию муниципальных районов Московской области в городские округа прошу Вас рассмотреть возможность проведения по данной тематике расширенного заседания с участием руководителей профильных комитетов Государственной Думы ФС РФ и Московской областной думы, Правительства Московской области, Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» и других специалистов в сфере местного самоуправления, депутатов ликвидируемых Советов депутатов, а также всех желающих с обязательным освещением СМИ.

Как муниципальный депутат, заместитель председателя Совета депутатов г.п. Селятино Наро-Фоминского района, член советов по развитию гражданского общества и правам человека при президенте и губернаторе, считаю своим долгом информировать Вас о том, что значительная часть местных депутатов, глав администраций и населения находятся в неведении относительно целей реформы, а ответы вышестоящих должностных лиц на основные вопросы сводятся фактически лишь к предположениям.

Многочисленные факты прямого административного давления на зависимых от районных администраций городских и сельских депутатов (работников муниципальных предприятий и бизнесменов) со стороны районных и областных властей в пользу скорейшего принятия решения о преобразовании районов в городские округа без обсуждения со специалистами, недопустимо раскалывая депутатский корпус, мотивируются ссылкой на поручения президента и губернатора устранить размытость полномочий органов местного самоуправления районного и поселенческого уровня, а также сократить штаты последних, что должно повысить эффективность системы местного самоуправления.

В чем именно будет эффективность и как ее достичь – неясно: отсутствуют дорожная карта преобразований, планируемое распределение полномочий между руководством городских округов и территориальными управлениями, необходимые экономические расчеты, утвержденные генеральными планами перспективы развития и др.

Ликвидация поселенческих советов депутатов как наиболее приближенных к интересам населения выборных органов местного самоуправления в части управления ничего не меняет: главы поселений становятся заместителями главы городского округа, территориальные администрации на местах сохраняются.

Неясно, как может осуществляться гарантированное частью 1 ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление в городских и сельских поселениях при их упразднении.

Тезис о снижении управленческих расходов не выдерживает критики, поскольку информирующие местных депутатов о содержании реформы депутаты Мособлдумы и специалисты областного правительства заявляют об отсутствии сокращений штата местных администраций. Расходы же на содержание советов депутатов являются ничтожными, т.к. депутаты осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

В связи с активными «коммуникациями» областных и районных властей с депутатами, по роду своей основной деятельности зависимыми от органов власти, варианты, альтернативные преобразованию всего района в округ, не рассматриваются.

В результате города с многовековой историей рискуют утратить свою самобытность и стать рядовым микрорайоном городского округа (например, 645-лений город Верея – частью г.о. Наро-Фоминск). Либо, напротив, наименование адресов населенных пунктов превращается в очевидное сумасбродство. Так, по официально направленной в советы депутатов информации Администрации Наро-Фоминского района адрес в г. Апрелевка будет звучать так: «Московская область, городской округ Наро-Фоминск, город Наро-Фоминск, город Апрелевка, улица …», что может потребовать изменения ведомственных общероссийских баз адресных регистров.

Это – лишь некоторые из порождаемых проблем, также имеющих и территориальную специфику.

На несоответствие законодательству преобразования муниципальных районов в округа обращает внимание Комитет Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/052052054124056052049.html :

«Системное толкование норм статьи 2, пункта 5 части 1 статьи 11, части 3.1 статьи 13 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что в результате административно-территориальных преобразований, обязательных при объединении городских поселений с городским округом, должны быть упразднены все города (кроме города, находящегося на территории городского округа) и поселки и объединены с городом, находящимся на территории городского округа. При этом в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона территорию поселения (а городской округ – поселение) составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов и другие земли, необходимые для рекреации и развития поселений. Вряд ли исторически сложившейся территорией данного города можно считать территорию другого города или поселка, находящегося от него на расстоянии в десятки километров. Требование Федерального закона об объединении подобных населенных пунктов также нереализуемо, поскольку новый целостный городской субъект на их месте не возникнет, поскольку составляющие его части отделены друг от друга значительными сельскими пространствами».

И далее: «Рассматривая вопрос об объединении всех поселений, которые входят в состав муниципального района, с городским округом, следует учитывать положение Федерального закона, согласно которому объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований. Должно быть также учтено мнение населения муниципального района, выраженное представительным органом муниципального района. Если объединяются все поселения, то данная норма становится невыполнимой, так как отсутствует население муниципального района.

Аналогичная ситуация возникает и в случае, если поселения, образующие муниципальный район, объединятся в одно поселение, претендуя в дальнейшем на статус городского округа. Получение такого статуса в силу нормы части 7 статьи 13 Федерального закона требует согласия остального населения муниципального района, что в отсутствие такого населения недостижимо».

Состоявшаяся в 2015 г. ликвидация нескольких областных районов в связи с преобразованием их территории в городской округ не предусмотрена Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Требование об обязательном формировании муниципальных образований на двух территориальных уровнях – в поселениях и муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения – является концептуальным положением Федерального закона. Это позволило создать единую систему местного самоуправления, соответствующую Конституции РФ, во всех субъектах Российской Федерации. Ограничение в указанном Федеральном законе возможных вариантов преобразований муниципальных образований, не допускающее установления законодательными актами субъектов Российской Федерации новых вариантов изменения (преобразования) или прекращения статуса того или иного муниципального образования, направлено на обеспечение стабильности этой системы.

Действующая на протяжении нескольких десятилетий наиболее приближенная к потребностям населения система местного самоуправления меняется на некий чиновничий административно-командный капитализм, где подведомственные представительным органам местного самоуправления вопросы будет решать большинство депутатов, в отличие от имеющегося положения не проживающих в соответствующих поселениях, весьма далекое от их проблем и полностью неподотчетное их жителям. В связи с крайне несовершенным существующим механизмом публичных слушаний станет реальностью, прежде всего, не согласованная с населением повсеместная застройка свободных земельных участков в интересах бизнеса и власти.

В этих условиях неясно, каким образом население поселений сможет самостоятельно решать вопросы местного значения, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (часть 1 ст. 130 Конституции РФ), ведь из трех основ местного самоуправления поселения лишаются всех трех: территории, бюджета и многих (если не всех) полномочий.

По мнению Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления:

«Наделять статусом городского округа целесообразно урбанизированную территорию, а не территорию, которая по своему экономическому потенциалу, по характеру занятий населения является сельской. Если принять позицию, допускающую упразднение муниципальных районов с заменой их городскими округами, мы тем самым сделаем возможной абсурдную ситуацию создания городских округов, состоящих из сельских территорий. В том числе и в целях недопущения подобного абсурда в нормах Федерального закона (в пункте 5 части 1 и в абзаце втором части 2 статьи 11) закреплена взаимосвязь между перспективами территориального развития и статусом муниципального образования, при этом федеральным законодателем установлено требование о подтверждении указанных перспектив документально – генеральным планом поселения, городского округа.

С учетом изложенного, объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, в новое муниципальное образование со статусом городского округа противоречит действующему законодательству».

Расформирование существующих поселенческих советов депутатов по команде сверху, без выявления и учета мнения специалистов и самих депутатов, не соответствует конституционным основам местного самоуправления, приведет к невозможности эффективного обсуждения проблемных вопросов местного значения и существенно понизит участие населения в местном самоуправлении, чему оно и призвано служить.

В таких условиях депутаты вынуждены обсуждать перспективы развития своих поселений не в постоянном конструктивном диалоге с органами власти, а на митингах, что недопустимо усиливает протестную активность и социальную напряженность.

Так, 20 ноября в московском парке культуры и отдыха «Сокольники» согласовано проведение митинга с целью «Привлечь внимание граждан к необходимости соблюдения законодательства РФ в Московской области, в поддержку главы 8 Конституции РФ, за право граждан на местное самоуправление в Московской области».

В связи с неполучением ответа на свое аналогичное обращение (от 30 октября с.г. № 90) повторно прошу Вас, уважаемый Андрей Юрьевич, обеспечить в самое ближайшее время всестороннее обсуждение предлагаемой реформы, например, на расширенном заседании Совета при губернаторе Московской области по развитию гражданского общества и правам человека, а на период обсуждения - приостановить явно поспешное преобразование муниципальных районов Московской области в городские округа хотя бы на полгода.

16 ноября 2016 г.


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2017 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter