"Открытость и законность – главные гарантии уважения человеческого достоинства в учреждениях УИС"

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 19 сентября 2018 года проводит специальное заседание по теме  "Открытость и законность –  главные гарантии уважения человеческого достоинства  в учреждениях уголовно-исполнительной системы".

Общее

 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 19 сентября 2018 года проводит специальное заседание по теме  "Открытость и законность –  главные гарантии уважения человеческого достоинства  в учреждениях уголовно-исполнительной системы".

Проблемы, связанные с улучшением условий содержания и соблюдения прав человека, находящихся в местах принудительного заседания обсудили с участием представителей ФСИН России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Совета Федерации Российской Федерации, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, правозащитников.

Анатолий Рудый отметил, что открытость и законность - главные приоритеты в деятельности Федеральной службы наказания России. По его словам, благодаря тесному взаимодействию с Советом по правам человека, Общественной палатой Российской Федерации и другими институтами гражданского общества система исполнения наказаний постоянно совершенствуется. Особую роль в этом деле играют посещения учреждений УИС членами ОНК и уполномоченными по правам человека в регионах. Так за текущий год правозащитниками было проведено около 2000 посещений учреждений ФСИН России, из них 190 посещений было сделано уполномоченным по правам ребенка при Президенте России и сотрудниками его аппарата. Также Анатолий Рудый рассказал о реализации права на свободу верующих, работе общественного совета при ФСИН России, реализации права осужденных на образование, применении современных технологических средств в учреждениях, работе с жалобами и обращениями заключенных.

Людмила Бокова рассказала о деятельности Совета Федерации в области поддержки законодательных инициатив и практик, направленных на защиту прав человека в местах принудительного содержания. Она сообщила, что на территории Саратовской области, законодательный орган этого региона она представляет, находится одна исправительная колония для женщин, которая находится под особым ее вниманием. Кроме того, сенатор отметила, что в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 стоит задача обеспечить подконтрольность УИС институтам гражданского общества, и Совет Федерации готов поддержать инициативы СПЧ по соблюдению прав человека в УИС.

Начальник Управления Генпрокуратуры РФ по надзору за исполнением законов за исполнением уголовных наказаний Владимир Макаров рассказал о поручении Генпрокурора о привлечении к ответственности следователей и прокуроров, вынесших незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и согласившихся с ними. По его данным, в 2017 году на недозволенные методы воздействия, связанные с применением физической силы, пожаловались 2300 заключенных.

С предложениями Совета по правам человека выступил председатель постоянной комиссии по содействию ОНК, реформе пенитенциарной системы и профилактике правонарушений Андрей Бабушкин. В частности, он отметил необходимость комплексной и повсеместной проверки учреждений УИС на предмет организации работы по видеофиксации нарушений со стороны как сотрудников, так и подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также  принятие первоочередных мер по усилению общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. По словам правозащитника, в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" необходимо внести изменения, касающиеся:

- запрета на прием в следственный изолятор подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, не относящихся к числу особо тяжких, если СИЗО заполнено в соответствие с лимитом наполнения;

- возложения на лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязанности предоставлять подозреваемым и обвиняемым свидания и телефонные переговоры, кроме случаев, если такое свидание или переговоры могут помешать расследованию уголовного дела;

- предоставления председателю и членам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека права посещать следственные изоляторы наравне с федеральным и региональными уполномоченными по правам человека.

Со стороны других выступающих на заседании поступил целый ряд инициатив. По оценке постоянной комисси СПЧ по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы, внимания заслуживают следующие предложения:

1) Законодательно определить порядок формирования аппарата Уполномоченного по правам человека в той части, в которой сотрудники аппарата по доверенности Уполномоченного могут посещать учреждения уголовно-исполнительной системы.
2) Создать на базе Уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России Службу пробации,
3) Пересмотреть перечень нормативных актов Минюста РФ, имеющих гриф ДСП, в сторону их сужения, в т.ч. приказа № 252.
4) Взять под контроль ФСИН России достаточность кабинетов для встреч с адвокатами для исключения ситуации, когда адвокаты вынуждены ждать по несколько дней своей очереди, как это имеет место в СИЗО "Лефортово". Не допускать отказа осужденного или обвиняемого от адвоката без конфиденциальной беседы между ними.
5) Изменить ст. 28-1 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения совбоды", предусмотрев обязательную фиксацию применения спецсредств и физической силы на видеорегистратор.
6) Обязать органы и учреждения сообщать о месте отбытия наказания осужденным на следующий день после его отправки к месту отбытия наказания.
7) Изолировать от других осужденных лиц, которые находятся на голодовке.
8) Выделить пытки в качестве самостоятельного состава преступления.
9) Включать УПЧ регионов в деятельность комиссий, проверяющих учреждения УИС по линии ФСИН России.
10) Для снижения численности заключенных по делам о наркотиках применять заместительную терапию.
11) Передать формирование ОНК в ведение Уполномоченного по правам человека.
12) Создать совместную рабочую группу по наиболее проблемным учреждениям УИС из представителей СПЧ, УПЧ, ФСИН, прокуратуры.
13) Разработать Правила внутреннего распорядка для колоний-поселений.
14) Создать Государственную автоматизированную систему "ФСИН" (по аналогии с ГАС "Правосудие").
15) Создать автоматической программы отслеживания нестандартных ситуаций при осуществлении видеонаблюдения.
16) Генеральному прокурору РФ более четко определить задачи прокуроров, надзирающих за учреждениями УИС.
17) Наладить межведомственное взаимодействие прокурора, надзирающего за СИЗО, с прокурорами, надзирающими за правоохранительными органами, соблюдением социальных прав, поддерживающими государственное обвинение.