"Реализация права на образование и защита прав участников образовательного процесса"

В заседании приняли участие члены Совета, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, ректоры вузов, в том числе Российского государственного социального университета и Российской государственной академии интеллектуальной собственности, руководители профсоюзных организаций, директор Института проблем образовательной политики "Эврика", директор Федерального института развития образования, сотрудники профессорско-преподавательского состава вузов, ученые и эксперты. 

Общее

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 21 мая 2018 года провел специальное заседание по теме "Реализация права на образование и защита прав участников образовательного процесса".

В заседании приняли участие члены Совета, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, ректоры вузов, в том числе Российского государственного социального университета и Российской государственной академии интеллектуальной собственности, руководители профсоюзных организаций, директор Института проблем образовательной политики "Эврика", директор Федерального института развития образования, сотрудники профессорско-преподавательского состава вузов, ученые и эксперты. 

Проблемы защиты прав граждан в сфере образования входят в число наиболее острых социальных проблем наравне с проблемами защиты прав в сфере здравоохранения и жилищно-коммунальном хозяйстве. В обращениях, поступающих в СПЧ, отмечается неравенство в возможностях реализации права на доступ к образованию, негативные последствия повсеместного и не всегда обоснованного слияния школ и укрупнения вузов, исчезновение малокомплектных сельских школ, растущую нагрузку на учителей и преподавателей, бюрократизацию учебного процесса, погоню за "индикаторами" и статистическими показателями, увеличение численности детей в классах, неудачное изложение материала в школьных учебниках, несовершенство тестов и системы оценивания ЕГЭ, дорогостоящую экспертизу учебников, что не позволяет внедрять учебники по изучению языков малочисленных народов; обсуждают сложности, возникающие в области домашнего и семейного обучения, а также меры борьбы с плагиатом и заказными письменными работами.

Большие претензии высказываются к перечню изучаемых предметов и содержанию образовательных дисциплин. Помимо того, в СМИ и социальных сетях активно обсуждаются такие проблемы, как роль "третьего сектора" на рынке образовательных услуг, академическая свобода и статус учителя, право учеников и родителей влиять на содержание образования и внутренний распорядок в учебном заведении, инклюзивное образование, создание условий для обучения детей с особыми потребностями.

Кроме того, Совет не может обойти вниманием такую проблему, как преподавание прав человека в средней школы в курсах истории и обществознания. По мнению членов Совета, данной тематике выделяется недостаточное число учебных часов, что отрицательно сказывается на понимании школьниками ценностей Конституции Российской Федерации, в ст. 2 которой провозглашен принцип высшей ценности прав и свобод человека.

Исходя из этого, на заседании Совета к обсуждению предлагались только вопросы, непосредственно связанные с доступом к образованию, качеством образования и наиболее распространенными нарушениями прав участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей), а именно:

1) Защита прав учащихся в сфере образования

2) Защита трудовых прав воспитателей детских садов, учителей и преподавателей вузов

3) Равенство в доступе к образованию и право на участие в управлении школой

С докладами на заседании выступили:

- Наталия Наумова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки («Развитие единой системы оценки качества образования»), 
- Анита Соболева, председатель постоянной комиссии СПЧ по культурным правам, образованию и науке («Право на образование и права участников образовательного процесса: проблемы реализации и защиты»), 
- Сергей Воробьев, член Совета («Саморазвитие всю жизнь в ускоренно меняющемся мире: как научаться быстрее, чем конкуренты?»),
- Тамара Морщакова, член Совета, председатель постоянной комиссии гражданскому участию в правовой реформе («Внутренние нормативно-правовые акты учебных заведений с точки зрения конституционного права. Статус преподавателя и защита академической свободы»),
- Андрей Юров, член Совета, председатель постоянной комиссии по правам человека за рубежом («Правозащитный компонент в системе образования»),
- Владимир Ряховский, член Совета («Светскость образования и защита прав верующих»),
- Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» («Неравенство как нарушение права на получение качественного образования»),
- Александр Асмолов, директор ФГБУ «Федеральный институт развития образования» («Личностный выбор как основа прав человека: стратегия вариативного образования»),
- Алена Попова, со-основатель проекта по защите прав женщин «W» («Буллинг в школах и как с ним бороться»),
- Кирилл Любин, эксперт по личной и семейной безопасности, 
- Нина Брагинская, профессор кафедры классической филологии Института восточных культур и античности ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» («Соблюдение трудовых прав профессорско-преподавательского состава»),
- Ванда Тиллес, доцент кафедра физики и общетехнических дисциплин ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» («Беспрецедентное сокращение числа профессорско-преподавательского состава в Российской Федерации за период 2012 - 2018 г. и его роль в нарушении прав профессорско-преподавательского состава»),
- Ирина Канторович, кандидат исторических наук, преподаватель («Новая система оплаты труда - главная причина бедности учителей и преподавателей»),
- Всеволод Луховицкий, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» («Право на информацию и право на участие в управлении школой участников образовательного процесса»),
- Татьяна Минеева, председатель Общественного совета при Департаменте образования города Москвы («Общественный совет, как координатор решения проблем образования города Москвы»),
- Альбир Крганов, заместитель председателя Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Российской Федерации,
- Кирилл Дружинин, со-координатор общественного движения «Российским детям – доступное дошкольное образование» («Массовое нарушение прав граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование. Неисполнение Указа Президента Российской Федерации № 599 от 7 мая 2012 г.»).

Итогом специального заседания стали рекомендации Совета.