Выездное заседание Совета в Калининграде 13-15.12.13

Выездное заседание Совета в Калининграде 13-15.12.13

Общее

Выездное заседание Совета в Калининграде 13-15.12.13

Программа

ПРОГРАММА ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ

Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

в Калининградской области

13-15 декабря 2013 г.

 

13 декабря 2013 г., пятница

12:40 прибытие делегации в г. Калининград

13:00-18:00 посещение учреждений Калининградской области:

Группа 1. ФКУ ИК-7, ФКУ ИК-8 и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области.

Руководитель: Бабушкин Андрей Владимирович

Члены группы: Бобров Евгений Александрович

Никитинский Леонид Васильевич

Шевченко Максим Леонардович

Юров Андрей Юрьевич

Группа 2. ОВД г. Черняховска и Отдел полиции № 2 УМВД России по г. Калининграду.

Руководитель: Кабанов Кирилл Викторович

Члены группы: Кабанова Татьяна Кирилловна (эксперт Совета)

Мысловский Евгений Николаевич

Полякова Мара Федоровна

Ряховский Владимир Васильевич

Группа 3. Бригада морской пехоты, бригада «ОВРА» и эсминец «Настойчивый» в/ч 87543 и 06017 (г. Балтийск) – ФГУ «1409 ВМКГ» военный госпиталь Минобороны России (г. Калининград).

Руководитель: Кривенко Сергей Владимирович

Члены группы: Бонцлер Мария Владимировна

Королева Елена Александровна

Мареев Владимир Александрович

Полякова Элла Михайловна

Федотов Михаил Александрович

Дейнеко Алексей Геннадьевич

Бондаренко Галина Евгеньевна

Группа 4. МАОУ «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «МОСТ» (пос. Круглово, Зеленоградский р-н).

Руководитель: Евдокимова Наталия Леонидовна

Члены группы: Амбиндер Лев Сергеевич

Киркора Ирина Владимировна

Лантратова Яна Валерьевна

Лукутцова Раиса Тимофеевна

18:00-19:00 заселение в гостиницу

20:00-21:00 совещание членов Совета по результатам посещений

 

14 декабря 2013 г., суббота

9:00 – 9:30 рабочий завтрак с зам. Полномочного представителя Президента РФ в СКФО Воскресенским Станиславом Сергеевичем

9:30 - 10:30 встреча с Губернатором Калининградской области Цукановым Николаем Николаевичем, Уполномоченным по правам человека в Калининградской области Никитиным Владимиром Анатольевичем и председателем Общественной палаты Калининградской области Чмыховым Гарием Дмитриевичем.

10:30 – 11:00 переезд к месту проведения Форума.

Балтийский Федеральный Университет им. И.Канта

11:00 – 11:40 II Гражданский форум Калининградской области.

11:40 – 13:00 работа на секциях Форума:

Секция 1. «Взаимодействие общества и органов власти в сфере социальной политики – важнейший фактор повышения качества жизни граждан региона».

Секция 2. «Деятельность институтов гражданского общества в повышении эффективности правоохранительной и правовой системы, соблюдении прав человека в Калининградской области».

Секция 3. «Участие общественных организаций и экспертного сообщества в выработке и реализации промышленной и инновационной политики в Калининградской области».

Секция 4. «Развитие агропромышленного комплекса - основа повышения качества жизни сельских территорий».

Секция 5. «Механизмы взаимодействия общества и власти»

Секция 6. «Патриотическое воспитание в процессе трудовой деятельности: связь поколений, сохранение традиций, новые подходы»

13:00 – 13:30 перерыв, кофе-брейк.

13:30 – 15:30 работа на секциях Форума (продолжение)

15:30 – 16:00 перерыв, кофе-брейк

16:00 – 16:45 итоговое пленарное заседание Форума

16:45 – 17:00 пресс-конференция по итогам Форума

 

15 декабря 2013 г., воскресенье

11:00 – 12:00 пресс-конференция членов

12:00 – 18:00 отъезд из гостиницы, культурная программа,

19:10 отлет делегации в г. Москву и Санкт-Петербург

 

Рекомендации

РЕКОМЕНДАЦИИ

Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

по итогам выездного заседания в Калининградской области

 

13 - 15 декабря 2013 г. члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по приглашению Общественной палаты Калининградской области приняли участие в Гражданском форуме и посетили учреждения уголовно-исполнительной системы, вооруженных сил, внутренних дел, центры размещения участников Государственной программы добровольного переселения в Российскую Федерацию и учреждения социального обслуживания в Калининградской области.

Калининградская область – единственный субъект Российской Федерации полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств, что повышает его уязвимость от внешних воздействий, в т.ч. негативных.

По результатам выездного заседания Совет принял настоящие рекомендации.

 

1. О проблеме жилищного обустройства участников Государственной программы добровольного переселения в Российскую Федерацию, размещенных в специализированном жилищном фонде в п. Северный и п. Долгоруково Багратионовского р-на Калининградской области

Основными стимулами участия в Государственной программе добровольного переселения (далее – Государственная программа) являются возможность приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке (минуя получение разрешения на временное проживание в РФ), оплата государством переезда и провоза багажа, а также предоставление временного жилья за счет средств бюджета принимающего субъекта Федерации на срок действия статуса добровольного переселенца.

Из прибывших в Калининградскую область в период 2007 - 2013 гг. свыше 20 тыс. человек путем участия в Государственной программе смогли обустроиться около 19 тыс. человек.

Необустроившиеся граждане проживают, в основном, во временном специализированном жилищном фонде, находящемся в управлении Государственного учреждения Калининградской области «Миграционный центр».

В соответствии с п. 3 приложения № 2 к постановлению Правительства Калининградской области от 29.12.2007 г. № 908 «О порядке и условиях предоставления участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области» (в ред. от 04.09.2008 г.) жилые помещения в ЦВР предоставляются сроком не более 24 месяцев.

Между тем в соответствии с п. 18 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной указом Президента РФ от 14.09.2012 г. № 1289, срок действия свидетельства участника Государственной программы составляет три года, в течение которых он с членами семьи может пользоваться льготами в т.ч. по жилищному обустройству.

Но даже по истечении трех лет многие добровольные переселенцы не могут решить вопрос своего дальнейшего жилищного обустройства. И это неудивительно, т.к. только в г. Калининград около 20 тыс. жителей вынуждены состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по 20 и более лет.

На расстоянии до 20 км от г. Калининград заброшенных деревенских домов практически нет. В более отдаленных от областного центра населенных пунктах подходящее ремонтопригодное жилье единично и переезд в него непопулярен из-за менее перспективного трудоустройства и социальной необустроенности. Кроме того, у неспособных решить свою жилищную проблему жителей ЦВР п. Северный, как правило, нет средств на кредит (средняя стоимость небольшого жилого дома в 30-километровой черте Калининграда - 1 млн. руб.), а после выезда обустроившихся детей некоторые из них являются одинокими пенсионерами (нетрудоспособны).

Проблему жилищного обустройства малообеспеченных жителей ЦВР необходимо решать безотлагательно, т.к. промедление усложняет реализацию Государственной программы переселения. Центры временного размещения предназначены для временного размещения новых участников программы добровольного переселения на ограниченный срок, не зависящий от возможности самостоятельного обустройства предыдущих участников.

Жилищное обустройство «в общем порядке» нереально, т.к. практически никто из участников программы добровольного переселения не может встать на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, поскольку необходимым условием для постановки является не менее чем 5-летнее проживание в Калининградской области с регистрацией по месту жительства.

Значительная часть участников Государственной программы размещена, в основном, в жилых помещениях Центра временного размещения в п. Северный (лимит наполняемости - 346 чел.) и в 123 отдельных квартирах, расположенных в разных муниципальных образованиях Калининградской области (82 квартиры расположены в п. Долгоруково Багратионовского района), всего - 406 человек.

Из нескольких ранее запланированных к использованию центров временного размещения участников Государственной программы в Калининградской области существует лишь один - в п. Северный, состоящий из двух жилых зданий, переоборудованных из бывших военных казарм.

Маневренный фонд в п. Долгоруково отнесен к специализированному жилищному фонду Калининградской области, также переоборудован из военных казарм. Жилые помещения – большие изолированные квартиры в двухэтажных домах коридорной планировки с жилыми мансардами.

По информации от граждан, десяткам семей переселенцев жилые помещения предоставлялись неприспособленными для проживания в домах с недоделанным ремонтом, многие были вынуждены делать ремонт самостоятельно, вкладывая в него значительные средства.

Кроме того, дома сданы в эксплуатацию без центрального отопления и уже несколько лет квартиры отапливаются сжиженным газом, на оплату которого ежемесячно уходит до 19 тыс. рублей с семьи.

Коммунальная необустроенность усугубляется некачественным ремонтом общего имущества. Так, в многоквартирных домах №№ 15, 17 и 19 по ул. Молодежная вместо пластиковых окон жителям были поставлены алюминиевые, пригодные для установки лишь во внутренних помещениях в цехах. Граждане меняли их за свой счет.

На жалобы жителей о необходимости проведения центрального отопления, дороговизны коммунальных услуг, устранении последствий некачественного ремонта и др., руководство жилищного комплекса и другие должностные лица просили граждан «потерпеть», ссылаясь на последующее закрепление квартир за жителями по остаточной стоимости.

Таким образом, несмотря на вселение по договорам на определенный срок, сразу при вселении и в течение нескольких лет граждане вводились в заблуждение последующим правовым статусом занимаемого жилья, вкладывая в его ремонт и содержание свои силы и значительные средства.

Для многих граждан оплата отопления жилья сжиженным газом сопоставима со стоимостью коммерческого найма, что обосновывалось наймодателем временными издержками перед передачей квартир жителям.

При таких обстоятельствах, маневренный жилой фонд в п. Долгоруково нельзя считать Центром временного размещения участников государственной программы переселения соотечественников (юридически он им и не является).

В связи с этим дальнейшее жилищное обустройство граждан, проживающих в маневренном жилье п. Долгоруково, необходимо решать с учетом значительных средств, вложенных жителями в ремонт и коммунальные услуги при бездействии и с согласия наймодателя.

Одним из вариантов решения является передача квартир в социальный найм либо в собственность граждан на льготных условиях (по восстановительной стоимости, с рассрочкой оплаты, предоставлением кредита и др.).

Представляются целесообразными следующие способы решения проблемы жилищного обустройства участников программы добровольного переселения в Калининградской области:

- переоборудование заброшенных военных казарм и других неиспользуемых зданий под жилые дома и их восстановление в т.ч. с использованием труда переселенцев (многие переселенцы согласны на переселение в отремонтированные помещения бывших казарм). В эти переоборудованные жилые дома возможно расселять и состоящих на учете местных жителей (в т.ч. для уменьшения социальной напряженности). Совет может содействовать переводу бывших казарм от Минобороны России Правительству Калининградской области;

- предоставление переселенцам льготных кредитов на ремонт жилья (в т.ч. бывших казарм);

- создание экономических условий для размещения производств и предприятий сферы услуг вблизи центров временного размещения;

- более активное использование экономических и иных стимулов для изначального повышения мотивации переселенцев к самостоятельному решению вопроса своего дальнейшего жилищного обустройства;

- укрупнение ЦВР п. Северный и создание в п. Северный профессионально-технических учебных курсов для повышения квалификации переселенцев и местных жителей (необходима предварительная проработка вопроса).

Кроме того, Совет предлагает не ограничивать социальную поддержку участников Государственной программы, в т.ч. в пользовании предоставленными для временного проживания жилыми помещениями, в течение всего срока действия статуса добровольного переселенца (3 года).

Конкретные предложения по системному решению проблем обустройства участников Государственной программы добровольного переселения на всей территории Российской Федерации Совет рассмотрит на своем специальном заседании в феврале 2014 г.

 

2. Об усилении гарантий прав военнослужащих

Члены Совета и представители правозащитных организаций посетили расположенные в г. Балтийск: бригаду морской пехоты (в/ч 06017) и эсминец «Настойчивый» (в/ч 87543), а также военный госпиталь Минобороны России ФГУ «1409 ВМКГ», расположенный в г. Калининград.

Совет обращает внимание Министерства обороны Российской Федерации на следующие проблемы, требующие решения:

1) В настоящее время только около 10% экипажа эсминца и около 40% военнослужащих бригады морской пехоты являются военнослужащими по контракту. Увеличению числа контрактников препятствует отсутствие служебного жилья, недостаточная инфраструктура в гарнизоне, отсутствие дополнительных льгот для военнослужащих, проходящих службу на корабле;

2) Казарменный фонд в/ч 06017 требует капитального ремонта и реконструкции. Жилые дома в новом военном городке в г. Балтийск (на 1300 квартир) практически построены, однако не решены проблемы с подведением коммуникаций (водоснабжение, отопление, канализация) из-за отказа города подключать их к свои системам. Размер денежной компенсации на поднаем жилья составляет 1/3 от реальной стоимости аренды квартиры в г. Балтийск;

3) В бригаде морской пехоты в настоящее время имеется только медицинский пункт, в котором недостаточно медицинского оборудования, нет своей лаборатории, в результате чего возможности по оказанию полноценной медицинской помощи существенно ограничены;

4) Детские сады, находившиеся на балансе воинских частей Балтийского гарнизона, переданы в органы местного самоуправления. Детям военнослужащих предоставляются места в детских садах на общих основаниях, что в силу большой городской очереди фактически лишает военнослужащих возможности определить ребенка в детский сад;

5) В гарнизоне г. Балтийск ликвидированы все культурно-досуговые учреждения, на сотрудников КДУ не выделены ни штаты, ни средства;

6) Военнослужащим по призыву фактически не предоставляются увольнительные, военнослужащих отпускают в город изредка и только группами по 5-10 человек;

7) Отсутствует контроль по учету служебного времени военнослужащих, проходящих службу по контракту, при выходах в полевые лагеря;

8) На территории Калининградской области нет ни одной гарнизонной гауптвахты.

 

3. О совершенствовании организационной структуры органов внутренних дел

Калининградская область характеризуется значительной туристской привлекательностью (регион ежегодно посещают около полумиллиона туристов), а к 2018 г. предстоит решить комплекс задач по обеспечению правопорядка и безопасности в связи с проведением в Калининградской области этапов чемпионата мира по футболу.

В связи с проведенным в 2010 - 2012 годах реформированием штатная численность Управления МВД России по Калининградской области сократилась на 22,8% или более чем на 1400 единиц (с 6262 до 4760).

Для обеспечения надлежащего уровня общественного порядка и безопасности граждан Совет считает целесообразным проработать вопрос о повышении статуса УМВД России по Калининградской области до Главного управления, что позволит:

- увеличить штатную численность органов внутренних дел;

- повысить размер денежного содержания личного состава, что позволит решить кадровые задачи в части закрепления на службе наиболее профессионально грамотных сотрудников;

- расширить полномочия по обеспечению более гибкого реагирования на изменения условий работы путем принятия самостоятельных решений по организационно-штатному построению подразделений.

 

4. О совершенствовании функционирования Исправительной колонии № 7 УФСИН России по Калининградской области, расположенной в г. Гвардейск

В составе УФСИН Калининградской области 4 следственных изолятора лимитом наполнения 850 человек, 6 колоний и 1 лечебно-исправительное учреждение общим лимитом 6607 чел.

Члены Совета посетили Исправительную колонию общего режима №7, расположенную в старинном здании бывшего рыцарского замка Тапиау в г. Гвардейск. В колонии содержится 477 человек при лимите наполнения 1250 человек. С XV века замок использовался как тюрьма для политических заключенных, уже 10 лет решается вопрос о выводе колонии из замка и превращении замка в музей, выделен земельный участок под размещение колонии, в связи с чем работы по капитальному ремонту в учреждении не проводятся.

Значительная часть осужденных отбывает наказание за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств. Переброска и передача в колонию наркотических средств является одной из главных проблем колонии - за неполный период 2013 г. 44 человека были задержаны и возбуждено 14 уголовных дел.

В связи с этим Совет считает возможным рекомендовать оборудовать в отрядах и перед проходными колонии стенд о лицах, осужденных за передачу наркотиков, а также проводить совместные профилактические мероприятия отдела специального назначения УФСИН, УФСКН и УВД Калининградской области.

По проблемам и условиям в подразделениях ИК-7, посещенных членами Совета, Совет принимает следующие рекомендации:

- обеспечить осужденным возможность телефонных переговоров с родственниками;

- в медицинской части при оказании стоматологической помощи делать упор на пломбировании зубов, а не удалении (анализ 30 последних записей показывает, что было удалено 29 зубов и пломбирован только 1 зуб);

- представлять к освобождению по болезни тяжелобольных лиц;

- принять срочные меры по снижению влажности в штрафном изоляторе (в камере № 10 влажность составляет 98 %) или переводу осужденных в иные камеры;

- более дифференцировано и индивидуализировано применять взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, помещение камерного типа и единое помещение камерного типа, использовать в первую очередь краткие сроки водворения, не допускать чрезмерного применения данных мер взыскания;

- обеспечить осужденным условия для хранения продуктов, особенно в теплое время года;

- отремонтировать асфальтовое покрытие по всей территории колонии, а саму территорию озеленить.

Совет также рекомендует Правительству Калининградской области и УФСИН России по Калининградской области активизировать деятельность по строительству современного комплекса ИК-7, участок под который уже выделен.

 

Настоящие Рекомендации приняты на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 23 января 2014 г. и одобрены путем заочного голосования.

 

 

 

Председатель Совета М. Федотов

Дополнительно

РЕЗОЛЮЦИЯ 

II-го Регионального Гражданского форума Калининградской области 

14 декабря 2013 года 



В декабре текущего года исполнилось 20 лет Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Для того, чтобы в полном объеме выполнялось это требование Конституции необходимо построение развитого общества. В Калининградской области за последнее время значительно возросла активность общественных организаций, некоммерческих организаций, граждан. Этому в определенной мере способствовали рекомендации первого Гражданского форума, создание Общественных советов во всех муниципальных образованиях региона. Правительство Калининградской области, ряд муниципалитетов улучшили работу по взаимодействию с общественностью. На площадке Общественной палаты проходит обсуждение важнейших вопросов социально-экономического развития региона, общественной жизни области. За два года были проведены общественные экспертизы 13-ти нормативных актов, проведены семинары с представителями всех Общественных советов муниципальных образований Калининградской области. Подведение итогов состоялось в Общественной палате Калининградской области с участием Губернатора, глав муниципальных образований региона. 

Общественная палата, выполняя решения первого Гражданского форума стала проводить общественные слушания с привлечением некоммерческих и общественных организаций, Торгово-промышленной палаты, бизнес-сообщества. Рассмотрение многих вопросов в текущем году происходило по их инициативе. Однако, при наличии в регионе всех институтов гражданского общества, активность людей остаётся еще невысокой, большая часть населения проявляет пассивность, считая, что от них ничего не зависит. 

Проведенные исследования показывают, что население сегодня воспринимает гражданское общество, в основном, с точки зрения оппозиционности, критики власти. Это происходит оттого, что, зачастую, государственные организации и органы местного самоуправления закрыты от населения, не считаются с его мнением. Проблема точечной застройки и вырубки зеленых насаждений, о которой шла острая дискуссия на первом Гражданском форуме, не уменьшилось, а возросла. Причем, несмотря на протесты граждан, обращения Общественной палаты во всевозможные органы, продолжаются нарушения генеральных планов городов, в первую очередь г. Калининграда и приморских городов. Этот пример показывает, что в регионе существуют проблемы с правами человека. Не изжиты случаи нарушения прав в местах заключения, следственных изоляторах. В экономике все еще велико влияние административного ресурса и коррупции, блокирующих порой честную конкуренцию. Особое значение Форуму придало участие в его работе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. 

Участники Форума считают, что решение стратегических задач развития региона требует модернизации взаимодействия органов власти и некоммерческого сектора, а также отмечают, что выполнение этих задач невозможно без вовлечения в этот процесс всех институтов гражданского общества. Для усиления роли гражданского общества в жизни Калининградской области необходимо объединить усилия некоммерческих организаций, бизнеса и власти в решении задач по развитию экономики региона, обеспечению социальной стабильности, переходу сотрудничества между обществом и властью на качественно новый уровень. Для реализации этих целей участники регионального Гражданского форума предлагают по следующим направлениям: 

1. Взаимодействие общества и органов власти в сфере социальной политики - важнейший фактор повышения качества жизни граждан региона 

Калининградской областной Думе: 

- принять Закон Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О защите прав и законных интересов ребенка в Калининградской области». 

Правительству Калининградской области: 

- при формировании Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, с учетом порядков и на основе стандартов оказания медицинской помощи, обеспечить финансирование территориальной программы соответственно ее объему в целях повышения доступности и качества медицинской помощи населению региона; 

- уделить особое внимание вопросу обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами, обеспечить укомплектование государственных медицинских организаций квалифицированными кадрами, поддерживать участковую медицину, активно развивать выездные формы консультирования жителей удаленных и малонаселенных пунктов узкими специалистами; 

- аттестацию главных врачей лечебных учреждений проводить с учетом мнения общественного Совета при Губернаторе Калининградской области; 

- служебные контракты с министрами и руководителями (директорами) Агентств и Служб Правительства заключать на период полномочий Губернатора Калининградской области. 



- обеспечить финансирование и реализацию в полном объеме государственных программ Калининградской области, направленных на улучшение качества жизни граждан; 

- развивать активные формы социальной защиты семей на ранних стадиях их неблагополучия, в том числе разнообразные формы содействия занятости, расширять спектр предоставляемых семье социальных услуг с целью профилактики асоциального поведения взрослых и детей; 

- создавать условия для дальнейшего развития социального партнерства государственных структур с некоммерческими, в том числе общественными организациями по проблемам материнства и детства; 

- в целях развития общественно-государственного партнерства и поддержки гражданских инициатив в сфере сохранения историко-культурного наследия разработать механизм привлечения общественных объединений к мониторингу состояния объектов культурного наследия, проведения ремонтно-реставрационных работ и осуществлению контроля за их проведением; 

- в рамках реализации государственной программы Калининградской области «Развитие культуры» продолжить работу по укреплению материальной базы, проведению ремонта и реконструкции областных и муниципальных учреждений культуры; 

Министерству социальной политики Калининградской области: 

- с привлечением общественных организаций инвалидов, общественных и попечительских Советов в срок до 1 июля 2014 года провести мониторинг исполнения организациями и учреждениями города Калининграда положений, действующего законодательства, в части создания доступной среды для граждан с ограниченными возможностями здоровья. 

Органам местного самоуправления: 

- в состав комиссий по приемке новых и реконструированных объектов социальной и дорожной инфраструктуры включать представителей общественных организаций инвалидов; 

- предусмотреть в бюджетах муниципальных образований финансирование мероприятий по улучшение жилищных условий молодых семей в рамках реализации государственной Программы Калининградской области «Доступное и комфортное жилье» в полном объеме; 

- усилить работу по информированию широких слоев населения о состоянии и уникальности историко-культурного наследия региона для расширения участия общественности в сохранении объектов культурного наследия региона; 

- разработать и утвердить муниципальные программы по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, предусмотрев соответствующее финансирование на их реализацию. 

Общественной палате Калининградской области: 

- членам комиссии по социальной политике и здравоохранению Общественной палаты Калининградской области выйти с инициативой и обратиться в Общественную палату Российской Федерации по подготовке и принятию Федерального закона «О качестве жизни населения РФ», в котором на законодательном уровне: 

- формализовать понятие качества жизни населения; 

- разработать единую методику оценки качества жизни населения; 

- определить механизм и условия повышения качества жизни населения, а также направления государственной политики качества жизни населения в Российской Федерации; 

- выделить полномочия органов публичной власти в пределах компетенции субъекта РФ по реализации данного закона; 

- членам Общественной палаты Калининградской области принять активное участие в подготовке и проведении Года культуры в Российской Федерации, совместно с общественными объединениями организовать работу по популяризации историко-культурного наследия региона; 

- развивать систему осуществления общественного контроля за состоянием объектов культурного наследия, а также за расходованием бюджетных средств на их сохранение. 

2. Деятельность институтов гражданского общества в повышении эффективности правоохранительной и правовой системы, соблюдении прав человека в Калининградской области 

Уполномоченному по правам человека в Калининградской области, Общественной палате Калининградской области: 

- принять эффективные меры по налаживанию диалога с правоохранительной системой, особенно с судами и прокуратурой по делам особой общественной значимости, по проблемным вопросам нарушения прав граждан, проведения мониторинга в форме общественной экспертной оценки качества рассмотрения общественно-значимых дел; 

- принять меры усиления гражданского контроля за условиями отбывания наказания в учреждениях УИН Калининградской области через привлечение профильных правозащитных организаций для сотрудничества с наблюдательной общественной комиссией Калининградской области; 

- усилить общественную экспертную работу по делам, имеющим особо важное общественное значение с установлением через принятие соответствующих нормативно-правовых актов процедуры реагирования органов власти и прокуратуры на выводы указанных экспертных заключений; 

- организовать проведение публичного обсуждения проекта охранных зон по защите памятников и объектов культурного наследия Калининградской области; 

- поддержать деятельность НП «Общественный контроль» по вопросам тарифов ЖКХ, капитального ремонта жилого фонда и прочим проблемам ЖКХ, а также Калининградского регионального общественного движения «Правовая защита - социальная помощь» по вопросам налогообложения объектов недвижимости (земля и сооружения) граждан и субъектов малого и среднего бизнеса с кадастровой (рыночной) стоимости указанных объектов; 

- выйти с законодательной инициативой о включении в Закон Калининградской области «О бесплатной юридической помощи в Калининградской области» по расширению полномочий социально-ориентированных организаций в виде возможности оказания бесплатной юридической помощи в рамках системы государственной бесплатной юридической помощи; 

- поддержать деятельность Калининградской ТПП по интеграции в гражданское общество региона примирительных процедур и медиации; 
- выйти с законодательной инициативой о принятии Закона Калининградской области «О мерах по реализации положений Федерального закона РФ от 07 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» для повышения правовой грамотности и гражданской ответственности с помощью примирительных процедур на территории Калининградской области. 

Правительству Калининградской области: 

- внести изменения в Закон Калининградской области «О бесплатной юридической помощи» и расширить категорию граждан, которым оказывается бесплатная юридическая помощь; 

- внести на рассмотрение Калининградской областной Думы закон «О защите памятников и объектов культурного наследия Калининградской области»; 

- возобновить деятельность рабочей группы при Правительстве Калининградской области (Министерство экономики) по градостроительным вопросам, а также кадастровой оценки земельных участков и объектов недвижимости граждан и субъектов малого бизнеса; 

- рассмотреть возможность принятия нормативно-правовых актов, предусматривающих обязательный отказ от предоставления участков под строительство, в случае наличия отрицательного голосования граждан на публичных слушаниях; 

- разработать и принять программу развития правовой грамотности и правосознания жителей Калининградской области. 

- принять срочные меры к реализации норм Закона Калининградской области от 18.03.2013 N 201 "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" в г. Калининграде, как мер безопасности дорожного движения, имеющих особо важное общественное значение. При этом: активнее внедрять системы видеонаблюдения, как альтернативу эвакуаторам и строго регламентировать применение эвакуаторов местным нормативно-правовым актом на конкретно определенных участках дорожного движения; 

- провести расследование причин срыва органами местного самоуправления распоряжения Губернатора Калининградской области о создании охранных зон памятников, рекомендовать администрации города Калининграда опубликовать списки собственников земельных участков; 

- производить финансирование Регионального центра общественного контроля за счет средств федерального бюджета. 

Калининградской областной Думе: 

- принять областной закон «О примирительных процедурах (медиации)»;

- внести соответствующие изменения в законодательство об обязательной нотариальной форме заверения сделок с недвижимостью, если одной из сторон является физическое лицо. 

Общественной палате Калининградской области: 

- провести общественные слушания по гастрольной практике Министерства культуры Калининградской области. 

- совместно с администрацией городского округа «Город Калининград» рассмотреть вопрос хода строительства объекта «Очистных сооружений Калининграда». 



3. Участие общественных организаций и экспертного сообщества в выработке и реализации промышленной и инновационной политики 

в Калининградской области 

Правительству Калининградской области: 

- одним из главных приоритетов развития Калининградской области считать развитие транзитного транспортно-логистического комплекса с высоко развитой транспортной инфраструктурой Калининградской области; 

- выйти с предложением в Правительство РФ по обеспечению конституционного права граждан России по свободе перемещения в РФ, равенство тарифов, прав и возможностей всем гражданам, всему бизнесу, всем грузам Калининградской области без каких-либо ограничений, в том числе и морском паромном обеспечении, авиа, железнодорожным, транзитным движением грузов, контейнеров, товаров, людей, создав систему компенсаций, преференций, упрощенный в законодательном и тарифном отношении; 

- внести в Стратегию развития Калининградской области, в Государственную программу развития Калининградской области одним из главных приоритетов - развитие Калининградской области как транзитного транспортно-логистического комплекса с высокоразвитой транспортной инфраструктурой; 

- подготовить обращение в ФТС РФ о реорганизации трех таможенных постов, обеспечивающих в настоящее время таможенный контроль в МПП порта Калининград, объединив их в единый таможенный орган с юрисдикцией на всей территории морского порта Калининграда; 

- инициировать предложение Комиссии таможенного союза при Евразийском экономическом сообществе рассмотреть приведение норм, содержащихся в п.2 ст.344 ТККТС, в соответствии с положениями Конвенции о временном ввозе (заключенной в Стамбуле 26.06.1990.) в части использования контейнеров во внутренних перевозках (п.1/b ст.4 Приложение В.3 Конвенции); 



- согласовать с Федеральным Агентством железнодорожного транспорта РФ открытие путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «Калининградский морской торговый порт», по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства № 4; 

- поддержать предложение Калининградской ТПП и выйти с инициативой в федеральный центр об освобождении с 2014 года от уплаты налогов и обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей, впервые прошедших государственную регистрацию в Калининградской области; 

- поддержать предложение Калининградской ТПП и выйти с предложением в Правительство РФ об установлении пониженного тарифа страховых взносов для предприятий Калининградской области; 

- выйти с предложением в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, в Союз промышленников и предпринимателей Российской Федерации о включении экспертов бизнес сообществ в профильные комитеты Торгово-промышленной палаты РФ и Союза промышленников и предпринимателей РФ для более полной реализации предложений и отстаивания интересов Калининградской области; 

- принять меры по усовершенствованию транспортной инфраструктуры г. Калининграда, в т.ч. инфраструктуру парковочных мест и созданию автоматизированной информационной системы управления единым парковочным пространством; 

- создать в рамках системы поддержки предпринимательства Центра по поиску, адаптации и внедрению передовых практик в сфере малого, среднего и микробизнеса с целью последующего тиражирования этих практик на территории РФ. 

- для разработки Стратегии развития строительного комплекса Калининградской области и организации общественного контроля за его исполнением, считать целесообразным образовать при Министерстве строительства области общественный Совет, в задачи которого будут входить разработка и внедрение по перспективному развитию строительной отрасли области, обеспечивающей выполнение в регионе государственных программ развития гражданского общества. Включить в состав общественного Совета представителей Общественной палаты Калининградской области. 

Общественной палате Калининградской области: 

- провести общественные слушания по внесению изменений в закон № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», с учетом замечаний и предложений участников Форума; 

- осуществлять контроль проектов по развитию авиаперевозок и строительства аэропорта; 

- поддержать предложение Калининградской ТПП и выйти с предложением в Правительство Российской Федерации о включении Калининградской области в список пилотных регионов по введению «налоговых каникул» для вновь зарегистрированных предпринимателей. 

4. Развитие агропромышленного комплекса - основа повышения 

качества жизни сельских территориях 

Калининградской областной Думе: 

- - внести предложение об изменении п. 2.2.8. ст. 39 закона РФ от 24 июля 2007 г. № 221- ФЗ «О кадастре недвижимости», которые бы регламентировали обязательное участие официального уполномоченного представителя правления СНТ при проведении согласования местоположения смежных границ земельных участков граждан - членов СНТ и земель общего пользования садоводческого некоммерческого товарищества; 

выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации по внесению изменения в Федеральный закон "О торговле", где установить фиксированную наценку на приобретаемое сельскохозяйственное сырье, а также на готовую сельхозпродукцию (продукты первой необходимости) реализуемую в торговых сетях для населения. 

Правительству Калининградской области выйти с предложением в Правительство Российской Федерации: 

- о разработке и принятии поправок в Бюджетный кодекс РФ для его согласования с 35 и 36 статьями Федерального закона № 66 -ФЗ от 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с целью определения порядка оказания субъектами Российской Федерации и местными органами власти финансовой поддержки садоводческим некоммерческим товариществам для со финансирования ремонта и строительства объектов инженерного оборудования инфраструктуры на территории данных товариществ; 

- рассмотреть возможность выделения субсидий на 1 литр молочного сырья в 2014 году; 

- ввести льготные тарифы на электроэнергию на территории Калининградской области для предприятий занимающихся молочным скотоводством; 

- рассмотреть возможность введения субсидирования одного литра дизельного топлива в 2014 году, для сельхозпредприятий при проведении весенне-полевых, уборочных и осенних полевых работ; 

- рассмотреть выполнение целевой программы «Развитие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан на территории Калининградской области на период 2012 - 2016 г.г.» в части реализации мероприятий, запланированных на 2012 и 2013 года; 

- разработать и принять Закон Калининградской области «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан на территории Калининградской области»; 

- принять нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок принятия на баланс субъекта или местных органов власти (муниципалитетов) инженерной инфраструктуры, находящейся на территории садоводческих некоммерческих объединений граждан; 

- содействовать созданию сети, как фермеров, так и других участников, занятых в сфере экологического агропроизводства продовольствия, туризма, работников образования, потребителей и т.д. Необходимо создать пространство и предоставить средства для такого объединения (мероприятия, интернет, социальные сети и т.д.), чтобы избежать изоляции, которой характеризуется сельскохозяйственное сообщество, что отпугивают сельскую молодежь от участия; 

- содействовать подготовке фермеров, внедряя программы в среднеобразовательных школах, Агро колледжах и Агро университетах через обмен знаниями и опытом, а также путем организации краткосрочных и специальных курсов. В колхозных и фермерских объединениях поощрять передачу традиционных знаний от поколения к поколению (династии); 

- вернуть уважение к профессиям в сельском хозяйстве, чтобы занятые в нем люди были довольны своим жизненным выбором. Создать условия и предпосылки для переезда молодых людей в сельскую местность. Развивать систему эко-, агро- поселений, что позволит реализовывать проекты по интегрированному развитию сельских территорий Калининградской области; 

- содействовать образованию новых предприятий, возглавляемых молодыми людьми, гарантировать упрощение и ускорение бюрократических процедур, предоставлять льготы: прямое финансирование, налоговые скидки, займы под низкие проценты, выгодное страхование и т.д. Предоставлять субсидии на оказание технической поддержки при проведении агроэкологических работ, организацию управления бизнесом, переработке сырья, производства продуктов и т.д. 



Министерству сельского хозяйства Калининградской области: 

- разработать систему поощрения производителей, сохраняющих местное традиционное биоразнообразие (местные породы и сорта), уклад жизни и землепользование, традиционный сельскохозяйственный пейзаж (старые сады, луга, пастбища, пруды и озёра и т.д.) и традиционную архитектуру (водяные и ветряные мельницы, дома и постройки, усадьбы, старые печи и т. д.). Обеспечить поддержку тех, кто работает в исторических районах, играет важную роль в сохранении культурного облика территорий, объединяет людей на основе уважения общих правил производства; 

- создать условия для поддержки в Калининградской области программ по выращиванию, производству и переработке экологически чистых продуктов питания, развитию аквакультуры; 

- создать условия для внедрения инновационных «прорывных» технологий выращивания эндемичных видов рыб Балтийского моря (балтийского лосося, балтийского сига и др.), реализации проектов создания рыбоводных комплексов для морской и пресноводной аквакультуры; 

- принять участие в разработке информационно-просветительских и образовательных программ и пособий о проблемах экологической агропродовольственной системы, её продукции, устойчивости её развития. Информировать потребителя об ассортименте экологической продукции выпускаемой в пределах области путём публикаций бюллетеней со списком такой продукции с её обязательным чипированием (кто производитель, адрес, район); 

- в рамках культурно-просветительской деятельности по пропаганде экологизации экономики и общественного сознания продолжить и развить новые инициативы в таких направлениях как: 

а) детское воспитание в традициях любви к Родине и природе, путём расширения системы детских лагерей «Наследие», способствующих познанию деревенского быта, казачьего и крестьянского уклада жизни, приобщения к труду на земле, приготовлению пищи по старым традиционным рецептам, жизни в согласии с окружающей природной средой; 

б) эко-, агро- и гастротуризм, путём создания на базе имеющихся 37 старинных усадеб и гостевых домов, а также развитие этнокультурных казачьих поселений, которые будут способствовать развитию семейных туров, детского туризма, оздоровлению детей и граждан. 

5. Механизмы взаимодействия общества и власти, принципы развития 

гражданского общества в регионе 

Органам государственной власти и местного самоуправления: 

- обеспечить создание инфраструктуры для развития институтов гражданского общества и активизации творческой и созидательной деятельности общественных организаций; 

- обеспечить создание благоприятных условий для работы общественных организаций и институтов гражданского общества через создание ресурсного общественного центра для НКО: центра инноваций и модернизации в сфере управления общественного развития на базе комплекса зданий и военных городков, оставленных в Калининграде Вооруженными Силами РФ; 

- принять региональный закон «О благотворительной деятельности», в котором предусмотреть, в том числе, определенные льготы предпринимателям и коммерческим структурам, участвующим в финансировании работ, социально-направленных общественных и гражданских институтов; 

- сделать постоянной практикой принятие основных законов региона и важных решений в области развития гражданского общества и социально ориентированных на основе диалога с общественностью и институтами гражданского общества; 

- создавать благоприятные условия для формирования и функционирования общественных организаций и объединений. Активнее привлекать представителей общественности к реализации государственной политики, решению социально значимых проблем, обеспечивая им доступ к необходимой информации. 

Правительству Калининградской области совместно с Общественной палатой Калининградской области: 

- создать рабочую группу (из экспертов в сфере стратегического управления) по разработке первоочередных мер, связанным с укреплением роли гражданского общества; 

- разработать и реализовать в 2014 году программу совместного обучения лидеров общественных объединений и государственных служащих по вопросам взаимодействия; 

- в целях совершенствования взаимодействия Правительства Калининградской области с общественными объединениями: 

а) возобновить деятельность Экспертного совета, созданного при Министерстве по внутренней политике Калининградской области; 

б) принять в качестве руководства к действию всеми органами власти и должностными лицами принципа недопустимости любых видов государственной поддержки (финансовой, налоговой, льготированием и др.) субъектам экономической (хозяйственной) деятельности, допускающим нарушение конституционных права граждан России; 

в) создать рабочую группу (из экспертов в сфере стратегического управления) по разработке первоочередных мер, связанным с укреплением роли гражданского общества в сфере стратегического управления развития региона; 

г) создать рабочую группу по запуску реализации стратегии региона, в том числе и по госпрограммам. 

Средствам массовой информации: 

- активнее освещать разные стороны развития гражданского общества, размещать на безвозмездной и льготной основе информацию о некоммерческих организациях, шире использовать возможности социальной рекламы; 

- в публикуемых материалах показывать положительные примеры правозащитной деятельности, отстаивания людьми своих гражданских прав, а также рассказывать о людях, внесших заметный вклад в развитие района, округа, столицы; 

- создать ориентированные на молодежную аудиторию рубрики и интернет-сайты просветительского характера по вопросам развития гражданского общества. 

Некоммерческим негосударственным организациям: 

- всемерно развивать свою деятельность, используя для этого все возможности, предоставленные законодательством, увеличивая численность организаций, активнее привлекая средства для реализации уставных целей; 

- развивать общественно-государственное партнерство при реализации социально-значимых программ; 

- разработать экономические и правовые механизмы, стимулирующие участие представителей социально ответственного бизнеса в социальных программах и проектах; 

- активно использовать существующие возможности привлечения дополнительных средств на финансирование уставной деятельности в рамках федеральных, областных и муниципальных грантов и субсидий, предоставляемых на конкурсной основе. 

6. Патриотическое воспитание в процессе трудовой деятельности: 

связь поколений, сохранение традиций, новые подходы 

Правительству Калининградской области: 

- обратиться с ходатайством в Министерство образования и науки Российской Федерации о возвращении выпускникам системы общего образования золотых и серебряных медалей, как важного символа традиции образования в России (приказом от 18 сентября 2013 года №1074 отменяется Приказ Минобрнауки РФ от 25 февраля 2010 года №140 «Об утверждении Положения о медалях «За особые успехи»», что вызвало большой негативный резонанс в обществе); 

- провести мониторинг эффективности действующих региональных программ в сфере гражданского и патриотического воспитания молодежи, в частности провести экспертную оценку программы патриотического воспитания граждан на 2013 - 2017гг.; 

- до 01.02.2013г. разработать и опубликовать программу по увековечиванию павших в Первой мировой войне (1914-1918гг.) на территории Калининградской области». 

Органам государственной власти и местного самоуправления Калининградской области: 

- считать приоритетным направлением государственной политики утверждение российского патриотизма; 

- создать в Калининградской области Координационный совет по гражданско-патриотическому воспитанию. Привлечь к его работе действующие НКО, осуществляющие работу в сфере патриотического воспитания. 

- обратить внимание на осуществление и реализацию комплексного подхода к выполнению мероприятий патриотической направленности. 

- совершенствовать и развивать научно-теоретические и методические основы организации патриотического воспитания по определению критериев и методик оценки результатов и эффективности работы по патриотическому воспитанию молодежи; 

- оказать содействие и обеспечить необходимые условия педагогической общественности, работникам культуры, здравоохранения для поиска и разработки новых форм и методов патриотического воспитания молодежи, соответствующих важнейшим тенденциям развития нашего общества, его военной организации, сбережения физического и нравственного здоровья школьников и молодежи, культивирования здорового образа жизни, духовного оздоровления общества; 

- оказать содействие и методическую поддержку учреждениям 
и общественным организациям в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания. 

Общественным и некоммерческим организациям: 

- усилить работу по патриотическому воспитанию детей и молодежи, повышению историко-культурного воспитания населения. 

Средствам массовой информации: 

- активнее освещать положительный опыт по патриотическому воспитанию молодежи в периодической печати, печатных изданиях и электронных медиаплощадках.