Выездное заседание в Новосибирской области с 14 по 17 августа 2018 года

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с 14 по 17 августа 2018 года провел выездное заседание в Новосибирской области. В составе делегации СПЧ работали Михаил Федотов, Лев Амбиндер, Андрей Бабушкин, Игорь Борисов, Ирина Киркора, Елена Масюк, Евгений Мысловский, Леонид Никитинский и Сергей Цыпленков.

Общее

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с 14 по 17 августа 2018 года провел выездное заседание в Новосибирской области. 

В составе делегации СПЧ работали Михаил Федотов, Лев Амбиндер, Андрей Бабушкин, Игорь Борисов, Ирина Киркора, Елена Масюк, Евгений Мысловский, Леонид Никитинский и Сергей Цыпленков.

В первый день выездного заседания,14 августа, Ирина Киркора посетила заседание Новосибирского областного суда, который принял решение об отмене признания экстремистской картины «Великая прекрасная Россия» художника Алексея Куделина (Васи Ложкина), а Евгений Мысловский встретился с руководством и сотрудниками регионального следственного комитета и прокуратуры, а также провел прием граждан.

15 августа расширенная делегация СПЧ провела широкий круг работы: правозащитник посетили учреждения здравоохранения, больницы, школы, спортивные объекты, встретились с экологами и представителями избирательных комиссий Новосибирской области и общественных организаций, осуществляющих наблюдение за выборами.

16 августа участники выездного заседания продолжили проводить общественный контроль за социально значимыми объектами и изучать ситуацию с правам человека в разных сферах.

Глава СПЧ Михаил Федотов посетил ЦВСИГ ГУ МВД России по Новосибирской области и СИЗО-1 УФСИН России по Новосибирской области. Кроме этого он вместе со Львом Амбиндером и Ириной Киркорой навесили подопечную МБОО «Справедливая помощь Доктора Лизы» Надю Цирюлик, перевезенную из Донбасса и прооперированную в Новосибирском научно-исследовательском институте травматологии и ортопедииим. Л.Я.Цивьяна - уникальном медицинском учреждении, где проводятся операции по исправлению сложных детских патологий позвоночника. 

Председатель постоянной комиссии по социальным правам Ирина Киркора посетила Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета, городскую инфекционную клиническую больницу № 1, новосибирский комплексный центр социальной адаптации граждан.

Председатель постоянной комиссии по экологическим правам Сергей Цыпленков посетил Новосибирский электровозоремонтный завод, в котором котельную перевели на газ, в результате чего исчезло негативное воздействие на окружающую среду, нет выбросов сажи. Также он побывал на полигоне твердых бытовых отходов Левобережный - основном в городе и узнал, что за последние два года там улучшилась работа по соблюдению экологического законодательства. Кроме того, с участием общественников и экологов региона правозащитник провел круглый стол, на котором обсуждались пути решения имеющихся экологических проблем области и переход региона к новой системе обращения с коммунальными отходами.

Сопредседатель мониторинговой группы по выборам Игорь Борисов провел совещание с представителями территориальных избирательных комиссий и общественниками в Ордынском и Коченевском районах Новосибирской области.

Лев Амбиндер посетил Клинику иммунопатологии федерального НИИ фундаментальной клинической иммунологии, встретился с главным врачом И.В.Крючковой и ВРИО директора НИИФКИ С.В.Сенниковым, а также обсудил с представителями НКО Новосибирской перспективы развития рекрутинга потенциальных доноров костного мозга в Новосибирской области и других регионах Сибирского федерального округа.

Елена Масюк посетила учреждения УФСИН России по Новосибирской области, где проверила условия содержания и соблюдение прав подследственных и осужденных. Евгений Мысловский продолжил вести прем граждан в «мобильной приемной СПЧ».

Проблемы, выявленные правозащитниками в регионе, обсудили на совещании с участием временно исполняющего обязанности губернатора региона Андрея Травникова и полномочнного представителя Президента в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло. В ходе заседания были озвучены результаты проверки членами совета соблюдения прав человека на территории Новосибирской области.

За несколько дней правозащитники посетили учреждения образования, здравоохранения, социальной сферы, ознакомились с деятельностью правоохранительных органов и пеницитарной системы, провели встречи с представителями правозащитных организаций, жителями области, которые ранее обращались с жалобами. По итогам обсуждения региональным органам власти, органам местного самоуправления даны рекомендации для разрешения выявленных проблемных вопросов.

После заседания правозащитники провели ряд круглых столов:
- по вопросам соблюдения социальных прав граждан в Новосибирской области,
- по вопросам соблюдения избирательных прав граждан в Новосибирской области,
- по вопросам соблюдения прав человека в местах принудительного содержания Новосибирской области,
- по вопросам соблюдения экологических прав граждан в Новосибирской области. 

Рекомендации

a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:111376:"

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам 26-го выездного заседания в Новосибирской области

14-17 августа 2018 г.

 

14-17 августа 2018 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел 26-е выездное заседание в Новосибирской области.

В ходе выездного заседания члены Совета посетили социальные, медицинские, детские и пенитенциарные учреждения Новосибирска, Коченевского, Мошковского и Ордынского районов Новосибирской области, встретились с представителями экологических, наблюдательских и правозащитных общественных организаций, руководством судов и правоохранительных органов Новосибирской области, представителями Избирательной комиссии Новосибирской области, провели прием граждан в Администрации Новосибирской области. Также в ходе работы состоялись «круглые столы» по вопросам соблюдения социальных и избирательных прав граждан в Новосибирской области, а также по вопросам соблюдения прав коренных народов Новосибирской области и лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Итоги работы были подведены на расширенном заседании Совета с участием Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе С.И.Меняйло, Временно исполняющего обязанности Губернатора Новосибирской области А.А.Травникова, Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области Н.Н.Шалабаевой, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

По итогам выездного заседания Совет принял настоящие Рекомендации.

 

 

 

Раздел I. В части соблюдения социальных прав

жителей Новосибирской области

 

  1. О Перинатальном центре Новосибирской области

По данным Министерства здравоохранения Новосибирской области в Новосибирской области отмечается нестабильный показатель материнской смертности и в первое место в структуре причин занимает экстрагенитальная патология, отягчающая течение беременности и родов. Большинствородильных домов Новосибирской области построено в 20-60 –е годы прошлого столетия. По рядузначимых показателей – оснащению медицинским оборудованием, набору помещений, по площадям на 1 койку они не соответствуют требованиям предъявляемым к современным условиям родовспоможения.

В период с 2012-2015 в соответствии с заключенным инвестиционным договором между ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» и ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» на реконструкцию и оснащение акушерского корпуса Государственной Новосибирской областной клинической больницы для размещения перинатального центра выполнены такие работы как: разработка проектно-сметной документации, произведены подготовительные работы, демонтаж, нулевой цикл, а также строительно-монтажные работы по устройству каркаса, внутренних и наружных ограждающих конструкций. Размер капитальных вложений составил 726,4 млн. рублей. Проектом было предусмотрено размещение областного перинатального центра на 305 коек, в том числе на площадях строящегося корпуса – 215 коек (120 акушерских коек, 50 коек патологии новорожденных, 45 гинекологических коек).

К сожалению, Новосибирская область не вошла в «Программу развития перинатальных центров в Российской Федерации, но в целях завершения построения современной трехуровневой системы оказания акушерского-гинекологической помощи в Новосибирской области за счет средств областного бюджета демонтировало трехэтажное здание акушерского корпуса и возведено семиэтажное здание для размещения областного перинатального центра и оно уже несколько лет стоит в недостроенном виде и начинает разрушаться.

 

  1. О создании Сибирского регистра доноров костного мозга

Развитие в России трансплантации костного мозга при лечении тяжелых форм рака крови и некоторых наследственных болезней требует интенсивного развития института потенциальных доноров костного мозга. Попытки создания таких донорских регистров предпринимаются в стране с 1978 года. Реальное развитие начато в 2008 г., а с 2013 г. оно активизировано с помощью НКО, средств массовой информации, миллионов россиян и сотен компаний. В настоящее время в России 15 региональных регистров действуют по инициативе федеральных и областных медучреждений на внебюджетные деньги в приспособленных для этого клинических лабораториях (исключение – Кировская «Росплазма», где лаборатория финансируется государством). Во всех реестрах зарегистрировано 90 тыс. добровольцев, для сравнения - в США их 9 млн, а в ФРГ – 8 млн человек. В обеих странах эти регистры созданы силами гражданского общества. НКО привлекают благотворительное финансирование и совместно со средствами массовой информации рекрутируют добровольцев, превращая создание регистров в дело гражданского общества.

В Новосибирской области областной Центр крови создает свой регистр потенциальных доноров костного мозга на внебюджетные средства. Его добровольцами становятся кадровые доноры крови. Ежегодно Центр крови проводит первичное типирование до 200 добровольцев. Создана база из 1400 потенциальных доноров, двое из них стали реальными донорами. Между тем, возможности рекрутинга добровольцев по данным руководства Центра здесь значительно выше – до 1200 кадровых доноров крови могли бы ежегодно становиться потенциальными донорами костного мозга. Ускорение развития регистра в Новосибирской области невозможно из-за несовременного метода первичного типирования и отсутствия адекватного финансирования. Важно и то, что добровольческий потенциал Сибири значительно выше возможностей Новосибирского Центра крови. Этот потенциал можно задействовать, если подключить НКО и СМИ, которые обеспечат благотворительное внедрение инноваций и приток тысяч новых потенциальных доноров.

При создании Сибирского регистра доноров костного мозга следует учитывать успешный опыт реализации аналогичного проекта в Республике Татарстан. Русфонд и Казанский (Приволжский) федеральный университет Миннауки России (далее – КФУ) учредили АНО «Приволжский регистр доноров костного мозга», оборудовали в КФУ современную лабораторию типирования, вдвое снизив стоимость работ по сравнению с затратами других регистров России и подняв качество типирования. В ходе выездного заседания Совета была достигнута предварительная договоренность Русфонда и Новосибирского государственного университета Миннауки России о создании к 2021 году современной лаборатории первичного типирования на пожертвования Русфонда. За 2019-2020 годы Сибирский регистр доноров костного мозга мог бы при поддержке органов власти нарастить рекрутинг потенциальных доноров в Новосибирской области и других субъектах СФО до 13-15 тыс. человек в год, а типирование их крови в эти годы КФУ и Русфонд готовы принять на благотворительный аутсорсинг.

 

  1. О лечении тяжелых форм сколиоза при помощи металлоконструкций

Члены Совета посетили ФГБУ «Новосибирский НИИ травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России (далее – ННИИТО), который в 1999 году впервые в России освоил хирургию тяжелых сколиозов при помощи металлоконструкций. Сколиоз – это деформация позвоночника, вместе с ним смещаются и деформируются ребра, внутренние органы, формируется горб. В России сколиозом страдает до 1,5 млн человек, каждый десятый нуждается в хирургическом лечении. Деформация возможна в любом возрасте, но наиболее часто она проявляется в 12–14 лет, в 90% случаев страдают девушки. Поддержать внедрение новой технологии для этой категории россиян ННИИТО пригласил Русфонд (путем благотворительных закупок металлоконструкций). Новшество внедрено в десятке других федеральных центрах ортопедии, в настоящее время оно финансируется из государственного бюджета.   

Хуже всего поддается лечению врожденный сколиоз. Исправить сколиотическую дугу и удержать позвоночник от дальнейшего искривления с помощью металлоконструкций в начале 2000 годов в России можно было лишь больным, чей рост остановился. Для лечения детей с врожденным сколиозом, начиная с трех лет, ННИИТО первым в стране в 2008 году внедрил установку на позвоночник раздвижной конструкции. После первичной коррекции ребенку по мере его роста проводится до 12 этапных операций, затем устанавливается постоянная конструкция. Стоимость полного цикла операций с набором конструкций составляет в среднем 5 млн. руб. За 10 лет ННИИТО установил такие раздвижные конструкции 103 детям. До сих пор эти многоэтапные операции финансируют благотворители Русфонда.

 

4. О защите права на здоровье жителей Мошковского района

Инфекционное отделение ГБУЗ НСО «Мошковская ЦРБ» расположено в отдельном одноэтажном здании, 1978 года постройки, капитальный ремонт проводился в 1989 году.               Санитарно-техническое состояние помещения неудовлетворительное, отслаивается штукатурка, покраска, проржавели трубы, проваливается пол, отсутствует вентиляция.

В отделении развернуто 25 коек, имеется один бокс, в 2017 году в отделение были госпитализированы 195 взрослых и 503 ребенка.

Здание инфекционного отделения не оборудовано крытой площадкой для дезинфекции транспорта, что является нарушением раздела 1 п. 2.16 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. СанПин 2.1.3.2630-10»

В санитарном пропускнике инфекционного отделения  не установлен умывальник с подводкой горячей и холодной воды, что является нарушением раздела 1 п. 5.6 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические  требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. СанПин 2.1.3.2630-10»

Внутренняя отделка помещений инфекционного отделения не соответствует требованиям санитарных правил: частично отходит фундамент, разрушаются стены, в связи с чем, устранение текущих дефектов не обеспечивает гладкость стен, что является нарушением  раздела 1 п. 4.2, п. 11.14 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические  требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. СанПин 2.1.3.2630-10»

Основной просьбой жителей района на встрече с членом СПЧ, Председателем Постоянной комиссии по социальным правам И.В.Киркора было строительство нового здания инфекционной больницы.

 

5. О реабилитации пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения

В 2014 году на базе неврологического отделения НРБ №1  Кольцово открыто межрайонное отделение реабилитации взрослых пациентов с патологией центральной нервной системы, паралитическими синдромами на 30 коек. Госпитализация пациентов  производится из г. Новосибирска и районов области согласно утвержденному МЗНСО порядка госпитализации пациентов. Отработано взаимодействие с Региональными сосудистыми центрами, первичными сосудистыми отделениями всей области. Основная патология на которую ориентирована работа отделения это последствия острого нарушения мозгового кровообращения. Пациенты госпитализируются со всей НСО в рамках программы бесплатной медицинской помощи по полису ОМС. Просьбы о выделении дополнительных средств на приобретение нового и замену вышедшего из строя реабилитационного оборудования остаются без ответа.

В Новосибирской области  в 2017 году зарегистрировано 9000 случаев острого нарушения мозгового кровообращения. Около 25% умирают, из оставшихся в живых 7500 пациентов только 10-12% (800 человек) выздоравливают, остальные 6700 пациентов становятся инвалидами в той или иной степени. Из них 20% не могут самостоятельно ходить, 30% - нуждаются в постоянной, посторонней помощи для ухода за собой (это почти 3500 человек). Чем раньше начать реабилитацию таких пациентов, тем больших результатов можно добиться, тем меньше пациентов останутся инвалидами на всю оставшуюся жизнь. Общее количество реабилитационных коек рассчитывается исходя из 1 койки на 10 тысяч населения, таким образом,  в Новосибирской области должно быть более 2000 стационарных коек, а по факту их всего около 100. Лишь 17% пациентов с неврологической патологией могут рассчитывать на проведение реабилитационного лечения (ОНМК, позвоночно-спинальные, черепно-мозговые травмы и др.) и 27% кардиологических больных. Ежегодно в Новосибирской области 13-14 тысяч человек впервые становятся инвалидами. Эту цифру можно значительно уменьшить, если в области будет современный медицинский многопрофильный реабилитационный центр.

 

6. О создании окружного высокотехнологичного научно-клинического геронтологического центра

На территории области есть возможность модернизации действующей системы медико-социального обслуживания граждан старшего поколения, в том числе создание патронажного обеспечения, оказание медпомощи на дому, а также внедрение механизмов семейного ухода с использованием медицинской базы организаций СО РАМН. Клиника НИИЭКМ является подразделением Научно-исследовательского института Экспериментальной клинической медицины Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины. Коечный фонд - 125 коек (с возможностью развернуть «законсервированные» палаты до 200 коек). Площадь помещений клиники составляет более 11 000 м.кв.

 

7. О развитии науки и образования в Новосибирской области

Председатель Совета М.А.Федотов посетил новую среднюю общеобразовательную школу № 214, построенную в мкр. Весенний
г. Новосибирска. Современная, полностью оснащенная школа способна принять в одну смену 1250 учеников и была построена за 14 месяцев. Сметная стоимость строительства составила 760 млн. руб., что представляется очень хорошим показателем.

При посещении Института социальных технологий и реабилитации (ИСТР) Новосибирского государственного технического университета, созданного в 2015 году на базе Института социальной реабилитации под руководством д.социол.н., профессора, Осьмук Л.А., членами Совета были отмечены достижения единой структуры инклюзивного сопровождения образовательной реабилитации.

Наряду с организацией инклюзивного обучения, в ИСТР сохраняются специальные (реабилитационно-интегративные) группы для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, при этом обеспечивается выбор, в какой форме обучаться: инклюзивной, специальной (реабилитационно-интегративной), дистанционно-интегративной. При выборе любой формы лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья обеспечивается специальное сопровождение – ассистивное (оборудование, программное обеспечение, образовательные технологии) и социально-психологическое сопровождение. Все кафедры, реализующие программы среднего специального образования, имеют более чем двадцатилетний опыт обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Всего в НГТУ обучается 238 человек с инвалидностью и ОВЗ на 24 направлениях ВО и специальностях СПО.

В 2018 году ИСТР столкнулись с проблемой отсутствия финансирования питания обучающимся лицам с ограниченными возможностями, проживающими в общежитии. Ректор ФГБОУ ВО НГТУ А.А.Батаев обратился в адрес Министерства образования Новосибирской области с просьбой помочь финансированием двухразового горячего питания для 65 обучающихся в ИСТР инвалидов и получил отказ в связи с тем, что обеспечение бесплатного питания предусмотрено только для обучающихся в образовательных учреждениях подведомственных региону. Такой подход к инновационному образовательному учреждению от региональных органов исполнительной власти не соответствует государственных трендам в направлении социализации лиц с ограниченными возможностями, тем более что большинство обучающихся нуждающихся в бесплатном питании это жители Новосибирской области.

В ходе работы Мобильной приемной Президента Российской Федерации в Новосибирске председатель Совета М.А.Федотов осмотрел заброшенный детский сад в мкр. Стрижи г. Новосибирска. Здание по всей видимости, не подлежит восстановлению, внутри и снаружи разбросано большое количество мусора, в т.ч. битой тары из под алкогольных напитков. Данное заброшенное здание не огорожено, вследствие чего привлекает местных подростков, которые используют его как место для игр. По информации местных властей, здание и земля под ним принадлежат Минобороны России, вследствие чего город не может снести это здание и возвести на его месте новый детский сад. Сложностей добавляет то обстоятельство, что здание является объектом незавершенного строительства, в связи с чем его передача муниципалитету возможна на основании распоряжения Правительства Российской Федерации. Мэр г. Новосибирска направил соответствующее обращение Председателю Правительства Российской Федерации в апреле 2016 года, однако ответ до сих пор не поступил.

Помощник председателя Совета посетил комплекс зверофермы Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН, расположенный в Академгородке г. Новосибирска. На территории зверофермы расположены вольеры с несколькими сотнями животных (норок и лисиц), участвующих в уникальном эксперименте по одомашниванию диких пушных зверей. Эксперимент длится уже более 60 лет, о нем регулярно выходят публикации в ведущих мировых научных изданиях. Несмотря на то, что сотрудники Института прилагают большие усилия по поддержанию комплекса зверофермы в достойном состоянии, материально-техническая база сильно изношена. Вольеры, в которых содержатся животные, нуждаются в реконструкции, а территория зверофермы - в благоустройстве.

 

8. О ситуации с отдельными хозяйствующими субъектами 

В ходе выездного заседания в Совет обратились работники Посевнинского завода спецтехники - производственной площадки холдинга Уральско-Сибирской пожарно-технической компании. Данная организация выиграла конкурс на производство 29 пожарных цистерн с улучшенными характеристиками для регионального управления МЧС России. В феврале 2018 года цистерны общей стоимостью 250 млн. руб. были изготовлены. До мая 2018 г. МЧС России тянуло с приемкой, а затем по надуманным причинам отказало в их закупке. В начале августа предприятие обратилось к и.о. Губернатора Новосибирской области с просьбой о содействии. Если произведенная продукция не будет принята, то завод разорится, 250 человек останется без работы, а страна останется без важнейшего производителя техники для тушения лесных пожаров.

В ходе посещения членами Совета Ордынского района к ним обратилось руководство ЗАО «Племзавод «ИРМЕН» с жалобой на чрезмерное бремя проверок фискальными и другими органами. В ряде случаев, замечания, выявленные в результате таких проверок, носят явно надуманный характер. При этом, несмотря на то, что Племзавод обеспечивает значительную часть социальной инфраструктуры для своих работников (на его балансе находится современный детский сад с бассейном, жилой комплекс и т.п.), предприятие не ощущает сколько-нибудь существенной поддержки со стороны государства.

 

9. О транспортном обеспечении в Ордынском районе Новосибирской области

Жители Ордынского района не могут добиться от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области запуска обратного автобуса по маршруту Ордынское – Новопичугово. Утром в 8.00 автобус идет от Новопичугово в райцентр, а вечерний обратный маршрут отсутствует, поскольку Министерство считает его нерентабельным.

В связи с изложенным Совет рекомендует:

Правительству Российской Федерации:

  1. Оказать содействие в удовлетворении бюджетной заявки Правительства Новосибирской области для завершения реконструкции и оснащения акушерского корпуса ГБУЗ НСО «ГНОКБ».
  2. Вернуться к вопросу о передаче в собственность г. Новосибирска земельного участка и здания бывшего детского сада по адресу: г. Новосибирск, мкр. Стрижи, ул. Кубовая, д. 100, принадлежащего Минобороны России.

Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе совместно с Миннауки России и органами власти Новосибирской области:

  1. Внедрить в Новосибирской области опыт привлечения гражданского общества к формированию Сибирского регистра доноров костного мозга, реализованный в Республике Татарстан.

Минздраву России:

1. Предусмотреть в ежегодном бюджете ФГБУ «Новосибирский НИИ травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России дополнительные средства в размере 50 млн. руб. на финансирование многоэтапного хирургического лечения 10 больным в возрасте от трех лет. 

Минпросвещения России:

1. Провести анализ реализованных за последние 5 лет, а также планируемых к реализации проектов средних школ по критериям расчетного количества учеников, сметной стоимости и фактических/планируемых сроков строительства. Представить в Совет результаты такого анализа.

Миннауки России:

1. Проработать вопрос о создании структуры инклюзивного сопровождения образовательной реабилитации в образовательных учреждениях по примеру Института социальных технологий и реабилитации (ИСТР) Новосибирского государственного технического университета.

2. Проработать вопрос о целевом выделении средств на реконструкцию комплекса зверофермы Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН.

ГУ МЧС России по Новосибирской области:

1. Исполнить свои обязательства по контракту, заключенному с  Посевнинским заводом спецтехники.

Губернатору Новосибирской области:

1. Включить строительство нового здания инфекционного отделения ГБУЗ НСО «Мошковская ЦРБ» в Перечень медицинских организаций и объема финансирования на реализацию мероприятия «Укрепление материально-технической базы государственных учреждений Новосибирской области, подведомственных министерству здравоохранения Новосибирской области» в 2019-2020 году.

2. Рассмотреть возможность создания в Новосибирской области современного медицинского многопрофильного реабилитационного центра.

3. Решить вопрос по предоставлению бесплатного питания лицам с ограниченными возможностями, получающими образование в Институте социальных технологий и реабилитации (ИСТР) Новосибирского государственного технического университета.

4. Рассмотреть вопрос возможности создания окружного высокотехнологичного научно-клинического геронтологического центра.

5. Проконтролировать исполнение ГУ МЧС России по Новосибирской области своих обязательств по упомянутому контракту.

6. Во взаимодействии с муниципальными властями Ордынского района проработать вопрос о введении автобусного маршрута «Новопичугово – Ордынское» в вечернее время суток или интеграции данных населенных пунктов в уже существующие автобусные маршруты.

7. В ходе плановой рабочей поездки в Ордынский район найти возможность посетить ЗАО «Племзавод «ИРМЕН» и встретиться с его руководителем Ю.Ф.Бугаковым.

 

 

 

Раздел II. В части соблюдения экологических прав

жителей Новосибирской области

 

В рамках выездного заседания Совета в части соблюдения экологических прав был проведен прием граждан, встречи с представителями экологических НКО и гражданский активистов, а также круглый стол с участием профильных представителей федеральных, региональных и городских органов власти, а также представителей общественных и научных организаций. Кроме того, члены Совета посетили полигон твердых бытовых отходов “Левобережный” и котельную Новосибирского электровозоремонтного завода.

 

1.Обращение с твердыми коммунальными отходами в Новосибирской области

По результатам выездного заседания Совет отмечает, что приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами, закрепленные в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на территории Новосибирской области в достаточной мере не реализуются.

Так, территориальная схема обращения с отходами (в том числе, с твердыми коммунальными отходами) Новосибирской области, утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 26 сентября 2016 г. № 292-п (далее - ТСО НСО), Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Новосибирской области (далее - порядок сбора ТКО НСО), государственная программа Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 19 января 2015 г. № 10-п (далее – РПОО НСО) и иные нормативные правовые акты Новосибирской области не содержат мероприятий и целевых показателей по наиболее приоритетным направлениям государственной политики в области обращения с отходами - максимальному использованию сырья и материалов, а также предотвращению образования отходов.

Инфраструктура раздельного сбора и накопления утильных компонентов ТКО представлена в Новосибирской области фрагментарно, вследствие чего значительная доля утильных фракций, содержащихся в ТКО (бумага, стекло, металлы, пластики, резины, пищевые отходы и пр.), безвозвратно выпадает из экономического цикла. При этом мероприятия и целевые показатели по сокращению образования отходов и снижению класса опасности отходов в местах их образования, представленные в нормативных правовых актах Новосибирской области не способствуют обеспечению населения области общедоступной системой раздельного сбора и накопления утильных компонентов ТКО.

Вследствие нереализации приоритетных направлений государственной политики по обращению с отходами на территории Новосибирской области наблюдается ежегодный рост объема образования ТКО. Также увеличивается объем ТКО, захораниваемых на региональных объектах размещения отходов (далее - ОРО). Только в Новосибирске за последние 15 лет этот показатель вырос в 2,5 раза и в настоящее время составляет не менее 4,3 млн. куб. м.

Необходимо отметить оснащенность очистных сооружений Новосибирска метантенками для сбраживания избыточного ила. Это дает возможность внедрению экологичного способа утилизации пищевой/органической фракции (в объеме ТКО) через систему коммунальной канализации, а также является основанием для оборудования домохозйств измельчителями пищевых отходов. Что позволит значительно сократить объемы ТКО, с одной стороны, а также значительно упростит раздельный сбор и переработку утильных фракций.

На ОРО Новосибирской области накоплен значительный экологический ущерб, вследствие чего ОРО являются потенциальными источниками негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей. Так, 7 августа на ОРО «Левобережный» МУП «Спецавтохозяйство» зафиксировано возгорание площадью около 3 тысяч кв. метров, приведшего к глубинному тлению тела полигона.

Несмотря на усилия органов местного самоуправления на территории Новосибирской области ежегодно выявляются новые объекты несанкционированного размещения отходов. Только в 2017 году до установления снежного покрова зафиксировано 885 несанкционированных мест размещения отходов общей площадью порядка 1 014,1 га. 

Подобная ситуация способствуют укреплению сектора теневого оборота отходов и накоплению экологического ущерба в Новосибирской области, что подтверждается многочисленными жалобами о нарушении экологических прав граждан, поступающими в адрес Совета, уполномоченного по правам человека Новосибирской области, а также региональных Управлений Росприроднадзора и Роспотребнадзора.

Также в ходе посещения Ордынского района была выявлена проблема неурегулированности правового статуса «старых свалок», существующих в 7 из 21 поселений Ордынского района. После приватизации долевой собственности жителям поселений достались «в нагрузку» и указанные свалки, за которые их регулярно штрафуют.

В связи с изложенным Совет рекомендует:

Правительству РФ:

  1. Обеспечить поддержку реализации региональных программ и проектов в сфере обращения с отходами Новосибирской области, в соответствии с приоритетным порядком направлений государственной политики по обращению с отходами: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в местах их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов;
  2. Обеспечить поддержку корректировки нормативных правовых актов по обращению с отходами Новосибирской области с целью утверждения мероприятий и целевых показателей максимального использования сырья и материалов, предотвращения образования отходов, увеличения количества общедоступной инфраструктуры раздельного сбора (накопления) утильных компонентов ТКО, увеличения объёмов обработки и утилизации ТКО, а также снижения объёмов размещения ТКО на ОРО Новосибирской области;
  3. Обеспечить включение мероприятий по рекультивации полигонов «Левобережный», «Гусинобродский» в национальный проект «Экология».

Росприроднадзору и Роспотребнадзору совместно с прокуратурой Новосибирской области:

  1. Провести комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности по незаконному размещению отходов на территории Новосибирской области;
  2. Провести внеплановую проверку состояния полигона ТКО «Левобережный» МУП «Спецавтохозяйство» на предмет выявления нарушений обеспечения безопасности объекта, превышения ПДК загрязняющих веществ (ГН 2.1.6.1338-03) в атмосферном воздухе прилегающих населенных мест, ликвидации последствий пожара и глубинного тления свалочного тела, а также захламления отходами прилегающих к полигону территорий.

Губернатору и Правительству Новосибирской области:

  1. Привести нормативные правовые акты Новосибирской области (в т.ч. ТСО НСО, Порядок сбора ТКО НСО, РПОО НСО) в соответствие с
    п. 2 ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ, утвердив мероприятия и прогрессивные целевые показатели по максимальному использованию сырья и материалов. К мероприятиям по максимальному использованию сырья и материалов следует отнести стимулирование и популяризацию использования населением и юридическими лицами многоразовых (многооборотных) товаров, тары и упаковки, поддержку проектов по ремонту, восстановлению и модернизации товаров, а также по обмену и совместному использованию продукции и услуг;
  2. Привести нормативные правовые акты Новосибирской области (в т.ч. ТСО НСО, Порядок сбора ТКО НСО, РПОО НСО) в соответствие с п. 2 ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ, утвердив мероприятия и прогрессивные целевые показатели по предотвращению образования отходов. В связи с тем, что согласно ТСО НСО в регионе наблюдается изменение морфологического состава ТКО в пользу полимерных материалов, к мероприятиям по предотвращению образования отходов в первую очередь следует отнести поэтапное сокращение оборота одноразовых, неизвлекаемых и трудноперерабатываемых полимерных товаров, тары и упаковки (включая пакеты) на всех территориях Новосибирской области, где реализованы природоохранные мероприятия (в том особо охраняемые природные территории, рекреационные и курортные зоны), вблизи открытых водоемов, а также поэтапный запрет на использование одноразовых неизвлекаемых и трудноперерабатываемых полимерных товаров, тары и упаковки на массовых мероприятиях и региональными органами власти и подведомственными государственными учреждениями;
  3. Привести нормативные правовые акты по обращению с отходами Новосибирской области (в т.ч. ТСО НСО, Порядок сбора ТКО НСО, РПОО НСО) в соответствие с п. 2 ст. 3 Федерального закона №  89-ФЗ, утвердив  мероприятия и прогрессивные целевые показатели по сокращению образования отходов и снижению класса опасности отходов в местах их образования. К мероприятиям по сокращению образования отходов и снижению класса опасности отходов в местах их образования следует отнести развитие общедоступной инфраструктуры раздельного сбора и накопления утильных компонентов ТКО в прогрессивной динамике по годам с увеличением доступности такой инфраструктуры до 100% к 2025 году;
  4. Обеспечить общественный мониторинг достижения в Новосибирской области мероприятий и целевых показателей, указанных в пп. 1-3;
  5. Обеспечить информирование жителей Новосибирской области по вопросам максимального использования сырья и материалов, предотвращения образования отходов, а также раздельного сбора и накопления утильных компонентов ТКО с помощью социальной рекламы, просветительских акций, средств массовой информации;
  6. Обеспечить поэтапную реализацию на территории Новосибирской области распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. No 1589-р по запрету на захоронение видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты;
  7. Организовать комплексную региональную проверку состояния ОРО Новосибирской области, а также взять под личный контроль мероприятия по ликвидации экологического ущерба на проблемных ОРО с обеспечением своевременного, открытого и полного информирования населения Новосибирской области;
  8. Обеспечить эффективное межведомственное реагирование на выявленные нарушений при эксплуатации ОРО и случаи несанкционированного размещения отходов на территории Новосибирской области;
  9. Направить обращение в Правительство Российской Федерации о финансировании мероприятий по рекультивации ОРО, подлежащих закрытию в 2018-2020 годах;
  10. Обеспечить поддержку хозяйствующим субъектам по максимальному использованию сырья и материалов, предотвращению образованию отходов, развитию инфраструктуры раздельного сбора и накопления утильных компонентов ТКО, а также производств по обработке и утилизации ТКО;
  11. Предусмотреть в проекте бюджета Новосибирской области на 2019 год средства на актуализацию и приведение ТСО НСОв соответствие с п. 2 ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ;
  12. Подготовить заявку на включение мероприятий по рекультивации полигонов «Гусинобродский», «Левобережный» в национальный проект «Экология» на 2020-2022 годы.

Мэрии г.о. Новосибирск:

  1. Разработать и представить в Правительство Новосибирской области перечень предложений по максимальному использованию сырья и материалов, предотвращению образования отходов и развитию общедоступной системы раздельного сбора и накопления утильных фракций ТКО на территории г. Новосибирска.
  2. Разработать проектно-сметную документацию на поэтапную рекультивацию полигонов «Гусинобродский», «Левобережный».
  3. Разработать, профинансировать и реализовать программу по внедрению технологии по отделению пищевых отходов на уровне домохозяйств через шредирование (измельчение пищевых отходов) с последующей утилизацией органических /пищевых отходов через канализацию. При формировании программы оценить необходимость возможной модернизации очистных сооружений в связи