Выездное заседание в Архангельской области с 8 по 10 ноября 2017 года

В составе делегации работали: глава СПЧ Михаил Федотов, ответственный секретарь Яна Лантратова и члены Совета Лев Амбиндер, Андрей Бабушкин, Наталия Евдокимова, Борис Кравченко, Евгений Мысловский, Леонид Никитинский, Сергей Цыпленков и Гарий Чмыхов.

Общее

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с 8 по 10 ноября провел выездное заседание в Архангельской области.

В составе делегации: глава СПЧ Михаил Федотов, ответственный секретарь Яна Лантратова и члены Совета Лев Амбиндер, Андрей Бабушкин, Наталия Евдокимова, Борис Кравченко, Евгений Мысловский, Леонид Никитинский, Сергей Цыпленков и Гарий Чмыхов.

В поле внимания правозащитников оказались экологические вопросы, проблемы в сфере трудовых прав, социальное обеспечение отдельных категорий граждан, права в местах принудительного содержания, проблемы в сферах здравоохранения и социальной опеки,  многое другое.

Правозащитники отметили положительный опыт региона в решение самых разных социальных задач. В частности, это системная работа с трудными подростками. Архангельская область одной из первых в стране выработала меры профилактики распространения среди подростков криминальной культуры, добилась серьезных результатов в работе по медиации – досудебному примирению.

В системе здравоохранения была отмечена работа по привлечение молодых специалистов, обучающихся по целевым направлениям, развитие санавиации, телемедицины, высокий уровень оснащения ЦРБ необходимым оборудованием, открытие паллиативного центра в детской областной больнице.

Член СПЧ Наталия Евдокимова назвала строительство перинатального центра в Архангельске важнейшим событием в организации родовспоможения, особенно важным для труднодоступных территорий Архангельской области.

Среди обращений граждан на первых местах остаются вопросы предоставления жилья, нарушение трудовых прав, обеспечение транспортной доступности, северные льготы. По словам членов СПЧ, многие из этих вопросов невозможно решить без помощи федерального центра и Совет готов выработать предложения для рассмотрения их на федеральном уровне.

НОВОСТИ НА САЙТЕ СПЧ О ЗАСЕДАНИИ

Михаил Федотов и Леонид Никитинский рассказали архангельским студентам о работе Общественной коллегии по жалобам прессу
Итоги выездного заседания СПЧ в Архангельской области подвели на заседании с участием главы региона Игоря Орлова
Делегация СПЧ приняла участие в межрегиональном форуме "Арктика - особый уровень прав человека"
Михаил Федотов и Татьяна Москалькова обсудили актуальные проблемы прав человека с губернатором Архангельской области
Объекты социальной инфраструктуры Северодвинска, Новодвинска и Архангельска проверили члены СПЧ
"Мобильная приемная СПЧ" откроется для работы с гражданами 8 ноября в здании Правительства Архангельской области
Совет по правам человека проведет выездное заседание в Архангельской области с 8 по 10 ноября

Рекомендации

a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:112274:"

РЕКОМЕНДАЦИИ

Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

по итогам 20-го выездного заседания

(Архангельская область, 8-10 ноября 2017 г.)

 

8-10 ноября 2017 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел выездное заседание в Архангельской области.

В рамках выездного заседания члены Совета посетили несколько детских домов, школы-интернаты детский центр и кадетский корпус, расположенные в Архангельске, Новодвинске и Северодвинске, а также Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, Центр временного содержания иностранных граждан, Изолятор временного содержания и спецприемник УМВД России по Архангельской области, ФКУ ИК-12, СИЗО-1, ФКУ МСЧ-29 УФСИН России по Архангельской области, Архангельский областной и Северодвинский городской суды, станцию скорой помощи, городские больницы, психоневрологический диспансер и другие социально значимые учреждения, провели прием населения в г. Архангельске. Члены Совета также приняли участие в работе Форума «Арктика - особый уровень прав человека», приуроченного к 20-летию учреждения института Уполномоченного по правам человека в Архангельской области.

В рамках выездного заседания член Совета, президент благотворительного фонда «Русфонд» Лев Амбиндер и главный врач областной детской клинической больницы Олег Низовцев подписали договор об открытии в Архангельске Благотворительного пункта проката переносных аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Русфонд передает больнице аппараты, оставляя за собой оплату расходных материалов и технического обслуживания. Со своей стороны, больница обязуется организовать патронажную помощь больным детям на дому. Стороны приступили к реализации соглашения.

Итоги работы были подведены на расширенном заседании Совета с участием руководства федеральных и областных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также региональной общественности.

По результатам выездного заседания Совет принял следующие Рекомендации:

I. В части защиты прав и законных интересов детей

 

Следует отметить положительный опыт сопровождения приемных родителей в Северодвинском детском доме, а также опыт указанного учреждения по медиации, примирению и постинтернатному сопровождению воспитанников. Присутствует уникальная работа психологов с детьми, в том числе с детьми, которые находятся в конфликте с законом, а также имеющими психические отклонения. В детском доме функционирует библиотека, физкультурный и актовый зал, кабинеты психолога, логопеда. Воспитанники детского дома имеют возможность во внеурочное время посещать организации дополнительного образования: Архангельскую федерацию стрельбы из лука и Научно-технический центр «Звездочка». Персонал и воспитанники детского дома совместно готовят информационные материалы (презентации, сайт) о работе учреждения. Указанный положительный опыт рекомендуется к распространению на территории Архангельской области и других субъектов Российской Федерации.

В Северодвинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате работают квалифицированные специалисты. Здание школы-интерната находится в хорошем состоянии, но в то же время были отмечены проблемы с инфраструктурой: отсутствует специализированный подъемник для инвалидов-опорников, отсутствуют детская и спортивная площадки. Учитывая тот факт, что указанное учреждение является ресурсным областным центром и выполняет важную социальную функцию, необходимо принять меры по устранению вышеприведенных недостатков.

В Архангельской области сохраняет свою актуальность проблема обеспечения жильем выпускников детских домов (см. Раздел III настоящих Рекомендаций).

Сохраняется актуальная для многих регионов проблема возврата приемных детей. По имеющимся данным, большинство возвратов приемных детей происходят из-за членов семьи, которые совместно проживают с ребенком (бабушки, родные дети и т.д.). Возврат ребенка в детский дом приводит к серьезной психологической травме. Для предотвращения подобных ситуаций специалисты предлагают проводить обязательную диагностику совместно проживающих с приемным ребенком членов семьи.

В ходе поездки к членам Совета поступили обращения от граждан, сообщавших о фактах непредоставления земельных участков многодетным семьям (пос. Боры в 20 км от г. Архангельска). Информация о данной проблеме была передана Губернатору Архангельской области.

С учетом изложенного Совет рекомендует:

 

Правительству РФ:

1. Проработать вопрос создания федерального стандарта программы комплексного психологического тестирования кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители и усыновители, а также совместно проживающих с ними родственников, результаты которого должны обязательно учитываться органами опеки и попечительства при подготовке заключений о возможности гражданина быть кандидатом.

2. Конкретизировать правовой механизм отобрания детей из семьи, определив полномочия органов опеки и попечительства и органов полиции в целях оперативного реагирования на информацию об угрозе жизни и здоровью детей (в том числе при препятствовании родителями в допуске в жилище, а также с учетом ограниченного рабочего времени органов опеки и попечительства в ночное время, выходные и праздничные дни).

 

Министерству образования и науки Российской Федерации:

- провести мониторинг реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом проблем, обозначенных в настоящих Рекомендациях, и подготовить предложения по его корректировке.

 

Государственной Думе ФС РФ:

- рассмотреть вопрос об установлении ответственности замещающих родителей лиц при их отстранении или освобождении от исполнения опекунских обязанностей и возврате детей в детские учреждения.

II. В части защиты прав граждан на охрану здоровья

 

В ходе выездного заседания члены Совета посетили ряд учреждений здравоохранения Архангельской области.

В ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница» члены Совета познакомились с ходом строительства нового перинатального центра, средства на его строительство выделены федеральным бюджетом с учетом регионального софинансирования. Уже сейчас актуален вопрос о содержании перинатального центра, поскольку новейшее оборудование и технологии потребуют больших расходов на техническое обслуживание. В этой связи план финансирования перинатального центра необходимо разработать еще до его открытия.

ГБУЗ АО «Новодвинская центральная городская больница» обслуживает население г. Новодвинска и ближайших районов области. Бюджет организации складывается из регионального бюджета – 1/3, платные услуги – 10% и остальное – средства Территориального фонда ОМС. Больница укомплектована оборудованием, в то же время недостаточно средств на ремонт ввиду больших площадей. На территории больницы есть неиспользуемые постройки, но их невозможно передать городу из-за того, что они расположены в середине территории и находятся в аварийном состоянии.

Серьезной проблемой Архангельской области является высокий уровень алкоголизации населения. Наркотические средства слабо распространены среди молодежи по причине невысоких доходов. Следует отметить положительный опыт ГБУЗ АО «Архангельский психоневрологический диспансер», где введена должность заместителя главного врача по межведомственному взаимодействию, в чьи должностные обязанности входит работа с несовершеннолетними и их родителями. После введения этой должности выявляемость алкогольной зависимости среди подростков увеличилась в несколько раз.

2 ноября 2017 года были завершены мероприятия по реорганизации в форме присоединения ГБУЗ Архангельской области «Архангельский клинический центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (далее - Центр СПИД) к ГАУЗ АО «Архангельский клинический кожно-венерологический диспансер» (поскольку здание центра в 2010 году было признано находящимся в неудовлетворительным техническом состоянии). В рамках выездного заседания Постоянной комиссии по социальным правам в Архангельской области, 14 – 16 сентября 2016 г. члены Совета посетили Центр СПИД и были приятно удивлены замечательной работой этого учреждения, в котором были оборудованы 20 автоматизированных рабочих мест для лечебного персонала и проведена интеграция с федеральными сервисами. При этом члены Совета отметили значительный дефицит площадей и, в частности, отсутствие специального помещения для организации получения, хранения и выдачи антиретровирусных препаратов. Критически оценивая решение о реорганизации указанных медицинских учреждений, Совет отмечает, что оно было проведено без учета мнения врачей, пациентов и профсоюзных организаций.

В части функционирования медицинских учреждений, обслуживающих ветеранов Великой Отечественной войны и других льготных категорий граждан, подведомственных Минобороны России (ГБУЗ АО «Архангельский госпиталь ветеранов войн» и ФКУ «1469 военно-морской клинический госпиталь») следует констатировать хороший уровень оснащенности медицинским оборудованием и отсутствие системных проблем.

С учетом изложенного Совет рекомендует:

 

Министерству здравоохранения Архангельской области:

1. Разработать и утвердить финансовый план работы строящегося перинатального центра в областной клинической больнице.

2. Обеспечить функционирование Центра СПИД в качестве структурного подразделения ГАУЗ АО «Архангельский клинический кожно-венерологический диспансер» с сохранением структуры, маршрутизации пациентов, выполнения функций, включая организацию профилактических мероприятий, медицинской помощи и лекарственного обеспечения пациентов.

 

Руководству АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат»:

- рассмотреть возможность заключения с ГБУЗ АО «Новодвинская центральная городская больница» договора на проведение профессионального осмотра своих работников.

 

III. В части защиты жилищных прав граждан

 

В Архангельской области действует адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 28 февраля 2012 г. № 62-пп. В свою очередь, федеральное законодательство об особенностях предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г., предусматривает предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при условии:

· наличия региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г.;

· выполнения субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В этой связи Совет полагает целесообразным ускорить разработку и принятие региональной адресной программы переселения из ветхого и аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 г.

Особого внимания заслуживает вопрос обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Потребность Архангельской области в таком жилье составляет порядка 2000 квартир, для чего необходимо дополнительное финансирование в размере более 2 млрд. рублей.

В 2016 г. финансирование расходов на приобретение жилья сиротам составило 183,5 млн. руб. (областной бюджет – 95,3 млн. руб., федеральный бюджет – 88,2 млн. руб.). С учетом мер, принятых региональными органами государственной власти, в 2016 г. удалось добиться полного использования средств, выделенных из областного и федерального бюджетов на приобретение жилья сиротам, путем своевременной организации процедур по закупкам жилья, перераспределения денежных средств между муниципальными образованиями, готовыми обеспечить их расходование в текущем финансовом году. Органами местного самоуправления реализовано более 182 млн. руб. (99,5 % от выделенных бюджетных средств), на которые приобретено 150 квартир. Вместе с тем выделяемые бюджетные средства не позволяют реализовать жилищные права сирот. Органами местного самоуправления не исполнено 474 судебных решения, т.е. сироты не могут получить жилье даже на основании решения суда. При потребности не менее 1 млрд. руб. только для исполнения соответствующих решений суда

Правительством области в проекте бюджета на 2017 г. допущено снижение ассигнований из областного бюджета на эти цели до 50 млн. руб. (в 2016 г. – 95,5 млн. руб., 2015 г. – 129,5 млн. руб.).

При обсуждении проекта областного закона «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в областном Собрании депутатов решено направить в 2018 г. на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа следующие средства:

- по договорам найма специализированных жилых помещений:

а) субсидии из бюджета Российской Федерации 82 539,6 тыс. руб.

б) из бюджета Архангельской области (10% от федеральных средств) 9 171,1 тыс. руб.

в) из бюджета Архангельской области (вне связи с федеральным бюджетом) 67 276,8 тыс. руб.

- по договорам социального найма из бюджета Архангельской области 6 734,1 тыс. руб.

Таким образом, общая сумма, запланированная на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа составит в 2018 г. 165 721,6 тыс. руб.

Однако, по мнению Совета, эта сумма составляет менее 1/5 от необходимой для решения проблемы обеспечения жильем детей-сирот в Архангельской области.

На 1 января 2017 г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включено 2012 лиц в возрасте от 14 лет, у 1381 гражданина, достигших совершеннолетия, формально возникло право на получение жилья, которое не реализовано. Однако значительная часть этих лиц (763) не заявили о наличии реальной потребности в жилье, не прибыв к месту жительства (по месту включения в список), из них продолжают обучение в образовательных организациях – 368, проходят службу в армии – 34, отбывают наказание в местах лишения свободы – 53, находятся в психоневрологических интернатах – 80. Только 618 сирот, достигших совершеннолетия, вернулись к месту постоянного проживания и проживают во временно предоставленном, арендованном жилье или у родственников (при этом не исполнено, как указано выше, 474 судебных решения).

На практике зачастую имеет место следующая ситуация. Гражданин включен в список на предоставление жилого помещения, у него уже наступило право на получение данного жилья, однако органы местного самоуправления не могут реализовать это право, поскольку неизвестно место его нахождения. В результате, пока право такого гражданина не реализовано, муниципалитет не может предложить имеющееся жилое помещение для распределения гражданину, включенному в список следующим. Для разрешения подобных ситуаций граждане вынуждены обращаться в суд и в дальнейшем, при наличии вступившего в законную силу решения суда, гражданину предоставляется жилое помещение, несмотря на то, каким по счету он был включен в список.

В настоящее время в регионе значительное количество судебных решений остаются неисполненными. По состоянию на 03.11.2017 в Архангельской области не исполнены 2 538 судебных решений о предоставлении жилья, в том числе детям-сиротам и другим льготным категориям граждан (в том числе 1672 – по г. Архангельску, 440 – по г. Северодвинску, 91 - в Вельском районе, в г. Новодвинске и Котласском районе – по 65). С 2017 г. все взыскатели, имеющие на руках судебный акт о предоставлении жилого помещения, в случае неисполнения решения суда по прошествии шести месяцев с момента вступления его в законную силу вправе обратиться в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. На этом правовом основании за 10 месяцев 2017 г. областным судом присуждено к взысканию с муниципалитетов свыше 30 миллионов рублей. Так неисполненные по причине отсутствия финансирования судебные решения приводят к дополнительным расходам муниципалитетов (исполнительские сборы, компенсации морального ущерба гражданам за несвоевременное исполнение решения суда). Подобная ситуация, по мнению Совета, не может быть терпима и требует корректировки федерального законодательства и судебной практики.

Как следует из материалов дел, решения не исполняются в среднем по пять-семь лет (по одному из дел – 10 лет 11 месяцев). В числе обратившихся в суд – выпускники детских домов. Так, по одному из дел девушка из категории детей-сирот, имеющая статус малоимущей одинокой матери, была вынуждена проживать в неблагоустроенном жилом помещении. Судебное решение в отношении неё не исполнялось свыше трех лет.

Кроме того, отмечены случаи недобросовестного, а в ряде случаев - противозаконного использования предоставленных сиротам квартир. Некоторые сироты получают такие квартиры по договорам специального найма, после чего не предпринимают никаких мер по содержанию и ремонту жилого помещения, в результате чего оно становится непригодным для проживания. Расходы по дальнейшему ремонту такого жилья несет муниципалитет, на балансе которого находится данное жилое помещение. По результатам мониторинга, проведенного Министерством образования и науки Архангельской области, из 100 жилых помещений, предоставленных сиротам, в 68 - никто не проживал, в 57 - не вносилась плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в 11 - жилье сдавалось в поднаем, что прямо запрещено законом.

Следует отдельно рассмотреть вопрос о судьбе жилых помещений, предоставленных сиротам, впоследствии оказавшимся в местах лишения свободы. В таких случаях в течение всего срока заключения данные жилые помещения находятся на содержании муниципалитетов, несмотря на то, что в них никто не проживает.

С учетом сказанного выше Совет рекомендует:

 

Правительству Архангельской области:

1. С ускоренном порядке разработать и утвердить региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года.

2. Обеспечить проведение систематического мониторинга добросовестности использования сиротами жилья, предоставленного им по договору найма специализированного помещения.

 

Правительству РФ:

- рассмотреть возможность радикального увеличения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не обеспеченным жилыми помещениями, исходя из пропорции: 10 % - из регионального бюджета, 90 % - из федерального бюджета.

 

III. В части соблюдения прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных УМВД России по Архангельской области

 

В рамках выездного заседания члены Совета совместно с представителями МВД России и ОНК по Архангельской области посетили Изолятор временного содержания УМВД России по г. Архангельску (ИВС), а также иные места принудительного содержания, провели круглый стол с членами общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Архангельской области.

В составе региональной ОНК имеется 8 человек, из которых трое работают в бюджетных учреждениях и не могут отлучаться в рабочее время для осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания. По общему мнению участников обсуждения необходимо законодательно закрепить за членами ОНК право на отгулы. Посещать места принудительного содержания в нерабочие дни затруднительно, если проводить такие мероприятия вместе с прокуратурой и аппаратом регионального Уполномоченного по правам человека. Кроме того, в выходные дни может не оказаться на месте вольнонаемных сотрудников. Региональная ОНК уже подписала соглашение о сотрудничестве с Уполномоченным по правам человека в Архангельской области, подготовлены к подписанию аналогичные соглашения с Общественной палатой и Правительством области. За 9 месяцев 2017 года действующим составом ОНК было проведено 14 посещений в учреждениях УИС и 5 - МВД. Однако этого явно недостаточно, если иметь в виду, что в Архангельской области имеется 21 учреждение УИС, а общее число мест принудительного содержания - 80. В этой связи весьма актуально проведение процедуры дополнения состава ОНК.

По результатам каждого посещения члены ОНК составляют заключения, копии которых направляются в соответствующие государственные структуры для принятия мер. В частности, в ходе одного из таких посещений была выявлена просрочка продуктов питания. В результате вольнонаемный начальник столовой был уволен.

 

По итогам посещения Совет рекомендует:

 

Администрации Президента Российской Федерации:

- рассмотреть вопрос о введении почетного звания «Заслуженный сотрудник пенитенциарной системы».

 

МВД России:

1. Предусмотреть в ведомственных инструкциях, что в Книге выдачи питания следует отмечать время доставления гражданина, время выдачи ему питания, а в случае выдачи питания позже, чем через 3 часа - указывать причину допущенного разрыва во времени.

2. Предусмотреть в Книге учета доставленных графу для отметок о наличии у доставленных лиц телесных повреждений, признаков заболеваний или жалоб на состояние здоровья.

 

УМВД России по Архангельской области:

1. В связи с поступившими в адрес членов Совета жалобами взять под особый контроль соблюдение прав человека в отделе полиции № 5 г. Архангельска и Приморском ОМВД России по Архангельской области.

2. Взять под контроль чистоту окон и стен в камерах в ИВС и спецприемниках.

3. Производить своевременную замену вышедших из строя матрасов и подушек в ИВС и спецприемниках.

4. Оборудовать все кровати второго яруса в ИВС и спецприемниках подъемными ступенями и барьерами безопасности.

5. Проанализировать положительный опыт Отдела полиции № 2 г. Архангельска по обеспечению прав человека.

6. Обеспечить в отделах полиции размещение кнопки связи для маломобильных групп населения внизу входной группы, а также в верхней части лестницы.

7. Обеспечить в отделах полиции замену в специальных помещениях для содержания задержанных лиц (СПЗЛ) нар на скамейки, ширина которых

должна быть достаточна для размещения матраса. Рассмотреть вопрос устройства окон в тех СПЗЛ, в которых они отсутствуют.

8. В отделах полиции в зоне ожидания для посетителей около дежурной части:

- разместить столик для посетителей;

- разместить контакты участковых уполномоченных полиции с их служебными телефонами;

- разместить контакты Общественного Совета при УМВД России по Архангельской области и ОНК Архангельской области, а также Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

 

Общественной палате Российской Федерации:

- рассмотреть вопрос о проведении процедуры дополнения состава ОНК Архангельской области, предусмотрев – с учетом многочисленности мест принудительного содержания в регионе – максимальную квоту;

- при проведении процедуры дополнения состава ОНК обеспечить назначение в состав ОНК преимущественно лиц, имеющих опыт правозащитной деятельности в сфере общественного контроля в местах принудительного содержания.

 

ОНК Архангельской области:

- привлечь членов прежних составов ОНК, не вошедших в новый состав Комиссии, с их согласия, к работе в качестве экспертов ОНК;

- шире использовать для посещения мест принудительного содержания нерабочие дни;

- результаты посещений мест принудительного содержания в обязательном порядке отражать на официальном сайте ОНК Архангельской области, а также на других информационных ресурсах, как это предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

 

Государственной Думе ФС РФ:

- рассмотреть вопрос о внесении в Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", изменений, предоставляющих членам ОНК - сотрудникам бюджетных учреждений право на отгулы для осуществления общественного контроля в рабочее время с сохранением заработной платы в пределах 2 рабочих дней в течение месяца.

 

IV. В части соблюдения прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания УФСИН России по Архангельской области

Председатель Совета М.А. Федотов совместно с представителями ФСИН России и членами ОНК Архангельской области посетил ФКУ ИК-12, ФКУ СИЗО-1 и ФКУ МСЧ-29 УФСИН России по Архангельской области. В ходе посещения руководству УФСИН России по Архангельской области были даны устные рекомендации относительно улучшения условий содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных.

Кроме того, в ОНК Архангельской области и УФСИН России по Архангельской области были направлены запросы с просьбой проверить информацию о нарушении прав лиц, содержащихся в ФКУ ИК-21 УФСИН России по Архангельской области. Как следует из поступившего в Совет ответа начальника УФСИН России по Архангельской области А.Б. Купеева от 19 декабря 2017 г. № 29/50/4-12900, по обращениям осужденных В.М. Бумбу, В.В. Ермолина, отбывающих наказание в ФКУ ИК-21, и А.В. Ольшанского, ранее отбывавшего наказание в данном учреждении, проведена выездная проверка. В ходе проверки фактов оказания физического воздействия на осужденных, содержавшихся в ШИЗО и ПКТ, со стороны сотрудников администрации ФКУ ИК-21 выявлено не было. Кроме того, было проверено соответствие выдаваемого питания установленным нормативам, а также осуществлены мероприятия по улучшению освещенности ряда помещений ФКУ ИК-21. По результатам проверки заявители сообщили, что претензий к руководству исправительного учреждения не имеют. Данное обстоятельство также подтверждается поступившим в Совет письмом председателя ОНК Архангельской области С.К. Антуфьева от 27 декабря 2017 г. № 76, в котором сообщается, что 9 декабря 2017 г. члены ОНК Архангельской области провели личный прием В.М. Бумбу, В.В. Ермолина и А.В. Ольшанского, по результатам которого их жалобы не подтвердились.

В ходе посещения ФКУ ИК-12 особое внимание было уделено проблемам обеспечения прав осужденных из числа лиц, имеющих инвалидность. При этом были выявлены некоторые проблемы системного характера. Так, осужденный Уледев В.В. имеет 2 группу инвалидности. В связи с наличием у него только одной нижней конечности ему предоставлена инвалидная коляска. Однако передвигается он в основном на костылях, поскольку коляска ему неудобна ввиду того, что одна рука у него не поднимается, а на другой - два пальца покалечены, а один ампутирован. При этом по отдельности ни одно из его заболеваний не дает оснований для освобождения от наказания по болезни, но в совокупности они создают для осужденного невыносимые условия содержания. По мнению Совета, в подобных случаях было бы гуманным изменить меру наказания с лишения свободы на ограничение свободы.

Осужденный Золотовский Э.О. обратил внимание на недостатки в практике определения группы инвалидности. В связи с тромбозом нижних конечностей он имел инвалидность с 2010 года, но в 2014 г., после начала отбывания наказания в ИК-12, по решению МСЭ он лишился инвалидности, хотя болезнь только прогрессирует.

Всего в ИК-12 содержится 15 инвалидов 3 группы и 6 инвалидов 2 группы. Спальные места у инвалидов только на нижних койках и только на первом этаже. Однако туалет находится вне здания, что, безусловно, создает для маломобильных осужденных дополнительные трудности.

Стоматолог посещает ИК-12 несколько раз в год, в том числе сразу на несколько дней. Все лекарства из формулярного списка в наличии имеются. Однако есть жалобы на то, что не выдаются препараты для лечения гепатита С, а также имеются трудности в получении витаминов от родственников.

В ИК-12 в ПКТ и ШИЗО содержится 3 человека. В СУОН - 19 человек, что свидетельствует о том, что соблюдение ПВР является в учреждении правилом, а нарушение - исключением.

В качестве положительного опыта следует отметить практику бесплатных юридических консультаций, которые организуются в ИК-12 адвокатами для осужденных.

При посещении ФКУМСЧ-29 обращалось внимание на проблемы с оказанием медицинской помощи осужденным, прежде всего, из числа лиц, имеющих инвалидность.

Туберкулез.

Помощь пациентам, страдающим туберкулёзом, осуществляется врачами фтизиатрами в условиях двух туберкулёзных отделений филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России (далее - Больница) и филиале «Медицинская часть № 12» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России. С целью выявления новых случаев туберкулёза организовано двукратное флюорографическое обследование подозреваемых, обвиняемых и осуждённых. За 9 месяцев 2017 г. в учреждениях УФСИН было выявлено 27 новых случаев заболевания туберкулезом (АППГ - 36). Общий показатель заболеваемости туберкулезом в учреждениях УФСИН снизился на 21 % и составил 281,2 на 100 тыс. (АППГ 375,4). За 2015 год выявлено 44 новых случая туберкулеза, за 2016 год - 43.

Всего на диспансерном учете с активной формой туберкулеза состоит - 94 чел. (АППГ-134). В 2015 году состояло на учете с активным туберкулезом - 155 человек.

Осуществляется постоянное взаимодействие между фтизиатрической службой ФСИН и ГБУЗ Архангельской области «Архангельский клинический противотуберкулезный диспансер», в том числе по обеспечению преемственности в лечении пациентов.

По мнению Совета, налицо позитивная тенденция в борьбе с туберкулезом в учреждениях УИС Архангельской области, однако проблема еще далека от своего решения.

ВИЧ-инфекция.

По состоянию на 01.11.2017 на диспансерном учете в учреждениях МСЧ-29 состоит - 435 (АППГ-443) пациента с установленным диагнозом

ВИЧ-инфекция, из них 219 (АППГ- 169) получают антиретровирусную терапию. Имеют место случаи отказа от лечения.

В течение 2017 г. впервые выявлено 56 новых случая ВИЧ-инфекции (АППГ- 30), из них в СИЗО - 43 человека (АППГ-22), 3 в Больнице (АППГ-1), 9 - человек в ИК (АППГ-7). Все выявленные в колониях – из числа осужденных, прибывших из других территориальных органов ФСИН России без результатов медицинского обследования. Лекарственные препараты для лечения пациентов с ВИЧ-инфекцией имеются в достаточном количестве.

Освобождение от исполнения наказания по состоянию здоровья.

Медицинское освидетельствование осуждённых, имеющих тяжелые заболевания, организовано в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». В МСЧ-29 на базе Больницы создана специальная медицинская комиссия (далее - СМК), в состав которой входят врачи всех профильных отделений. Для более полной и объективной оценки состояния здоровья пациента к работе по освидетельствованию привлекаются врачи-специалисты территориального органа здравоохранения.

За 10 месяцев 2017 г. на СМК рассмотрено 43 больных (в 2015 - 40, в 2016 - 58). По мнению СМК, под действие постановления правительства подпадало 32 человека (в 2015 - 21, в 2016 - 32). Освобождено решением суда в 2017 г. – 25 человек (в 2015 - 7, в 2016 - 20). До суда скончалось в 2017 г. 5 осуждённых (в 2015 - 4, в 2016 - 9). После решения суда и до вступления решения в законную силу умер в 2017 г. 1 человек (в 2015 - 0, в 2016 - 2). Отказано в освобождении в 2017 г. 2 осужденным (в 2015 году - 14, в 2016 - 3).

С целью соблюдения принципов преемственности в оказании медицинской помощи лицам, освобождаемым от наказания или отбывшим наказание, заключено соглашение о взаимодействии между Министерством здравоохранения Архангельской области и УФСИН России по Архангельской области от 30.03.2015. В рамках данного соглашения в апреле 2017 г. по инициативе Минздрава области проведено совещание по организации взаимодействия при освобождении из мест лишения свободы осуждённых, нуждающихся в дальнейшей медицинской и социальной поддержке. Принято решение о заблаговременном информировании Минздрава и Минтруда Архангельской области при возникновении необходимости в устройстве данной категории лиц в лечебные учреждения или в интернаты для инвалидов. При подготовке документов в суд для решения вопроса об освобождении от дальнейшего отбывания наказания лиц, которые по своему физическому состоянию ограничены в возможности самостоятельно обслуживать себя, и при отсутствии родственников, способных взять на себя уход за такими лицами, в министерство труда и социального развития направляется запрос о возможности их направления в дом-интернат. При наличии показаний для стационарного лечения направляется запрос в министерство здравоохранения для получения места в соответствующей профильной больнице территориального органа здравоохранения.

Все осуждённые, освободившиеся из мест лишения свободы и нуждавшиеся в медицинской и социальной помощи, были устроены в стационары и интернаты. В 2017 г. 6 пациентов, освобождённых по состоянию здоровья, устроены в больницы территориального органа здравоохранения, 1 инвалид - в дом-интернат.

Смертность.

За 10 месяцев 2017 г. в учреждениях УФСИН России по Архангельской области умерло 22 человека (АППГ - 37), в том числе 17 – от заболеваний (АППГ-32), 5 – от внешних причин (АППГ-5). Показатель общей смертности на 100 тыс. составил 204,5 (АППГ - 333,8). Таким образом, налицо снижение показателя смертности на 39 %.

Стоматологическая помощь.

Стоматологическая помощь подозреваемым, обвиняемым и осуждённым оказывается в стоматологических кабинетах медицинских частей и здравпунктов МСЧ-29. В штате МСЧ-29 предусмотрено 15,5 должностей врачей-стоматологов. Вакантны 4 должности. При отсутствии врача-стоматолога в филиале для оказания помощи командируются врачи-стоматологи из других филиалов и здравпунктов МСЧ-29 по заявкам начальника филиала. При этом следует отметить, что стоматологическая помощь выражается в большинстве случаев в удалении зубов, а не в их лечении. Пломбировочный материал имеется в достаточном количестве, однако – прошлого поколения.

При посещении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области особое внимание обращалось на проблему перелимита. По информации УФСИН России по Архангельской области по состоянию на 09.11.2017 при лимите наполнения 995 мест в следственных изоляторах содержалось 1048 человек, из них: обвиняемые – 525 чел., подсудимые – 163 чел., осужденные – 523 чел., в том числе ожидающие решения апелляционной инстанции – 244 чел. Свыше одного года в следственных изоляторах содержалось 58 чел., в том числе 10 – свыше двух лет. Характерно, что все они числились не за следственными органами, а за судами. По мнению Совета, чтобы преодолеть существующий перелимит в СИЗО, целесообразно, в частности, предусмотреть в законодательстве возможность этапирования осужденных с их согласия к месту отбывания наказания, не дожидаясь решения апелляционной инстанции. Этому должно способствовать оборудование всех исправитель