Выездное заседание в Ростовской области с 20 по 22 декабря 2017 года

В составе делегации правозащитников, возглавляемой председателем Совета Михаилом Федотовым, работали зампред СПЧ Евгений Бобров, ответственный секретарь Яна Лантратова и члены Совета: Лев Амбиндер, Игорь Борисов, Наталия Евдокимова, Евгений Мысловский, Мара Полякова, Илья Шаблинский и Лилия Шибанова. 

Общее

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека сегодня с 20 по 22 декабря 2017 года провел выездное заседание в Ростовской области.

В составе делегации правозащитников, возглавляемой председателем Совета Михаилом Федотовым, работали зампред СПЧ Евгений Бобров, ответственный секретарь Яна Лантратова и члены Совета: Лев Амбиндер, Игорь Борисов, Наталия Евдокимова, Евгений Мысловский, Мара Полякова, Илья Шаблинский и Лилия Шибанова. 

Первые два дня, 20 и 21 декабря, участники поездки посвятили общественному контролю за соблюдением прав граждан в местах принудительного  содержания, учреждениях социальной сферы и здравоохранения, встречам с членами территориальных избирательных комиссий, работниками областного суда и прокуратуры.

Завершилась работа в Ростовской области расширенным заседанием с участием руководства региона и рядом круглых столов, посвященных проблемам соблюдения социальных, трудовых и экологических прав граждан,  развитию благотворительности и взаимодействию некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления.

Итогом выездного заседания стали Рекомендации, учитывающие предложения по решению проблем, выявленных в регионе.

Рекомендации

a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:112296:"

РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам выездного заседания в Ростовской области 19 - 22 декабря 2017 г.

19 - 22 декабря 2017 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел выездное заседание в Ростовской области.

В рамках выездного заседания члены Совета провели рабочую встречу с работниками и руководством группы компаний «Кингкоул» и ОАО «Шахта «Восточная» в г. Гуково; произвели осмотр домовладений, встретились с жителями микрорайонов, пострадавших от крупного пожара в Ростове-на-Дону в августе 2017 г., провели совещание по вопросам оказания им помощи; посетили детские учреждения Ростова-на-Дону, Азова, Аксая, Батайска, социальные учреждения Ростовской области (детскую областную клиническую больницу, кардиологический центр областной больницы, Детский консультативно-диагностический центр, 1602 военный клинический госпиталь Минобороны России); посетили территориальные избирательные комиссии Ростова-на-Дону, г. Шахты и Новошахтинска; посетили места принудительного содержания Ростовской области (Центр временного содержания иностранных граждан «Дон», Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, ФКУ СИЗО № 1 и ФКУ ИК-2).

Члены Совета провели также круглые столы по вопросам соблюдения жилищных прав граждан, развития благотворительности и взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также по вопросам обеспечения избирательных прав граждан. Особенно эффективными получились встречи с министром здравоохранения Ростовской области по вопросам сотрудничества с благотворительными организациями, а также с инициативной группой специалистов-медиков по обсуждению перспектив создания Регистра доноров костного мозга в регионах Северного Кавказа на базе действующей лаборатории типирования Ростовской областной станции переливания крови. По итогам обсуждений областной Минздрав Ростовской области и Русфонд, возглавляемый членом Совета Л.С.Амбиндером, заключили Соглашение на 2018 год о государственно-частном партнерстве в интересах 44 тяжелобольных детей, которые получат благотворительную помощь на лечение в размере 18,7 млн. руб. Достигнута договоренность с Управлением социально-политических коммуникаций областного Правительства об организации в марте-апреле с.г. мастер-классов по благотворительному фандрайзингу для благотворительных фондов и НКО области специалистами Русфонда и других крупных благотворительных организаций.

Кроме того, члены Совета провели прием населения в г. Ростов-на-Дону.

Итоги работы в регионе были подведены на расширенном заседании Совета с участием губернатора Ростовской области В.Ю.Голубева, заместителя Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе В.Н.Гурба, Уполномоченного по правам человека в Ростовской области А.И.Харьковского, руководителей региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей федеральных органов исполнительной власти, лидеров общественных организаций, членов областных ОНК и Общественной палаты, гражданских активистов, экспертов, журналистов.

 

По итогам выездного заседания Совет принял настоящие Рекомендации.

 

Раздел 1. Проблемы обеспечения прав бывших работников группы угледобывающих компаний «Кингкоул»

В г. Гукoвo Ростовской области произошло массовое нарушение прав бывших работников ростовских предприятий группы компаний «Кингкоул». B настоящее время практически все предприятия «Кингкоул» находятся в разных стадиях процедуры банкротства, назначены конкурсные управляющие.

Банкротство градообразующих предприятий и длительная невыплата заработной платы собственником «Кингкоула» привели к образованию задолженности по зарплате по состоянию на июль 2016 г. в размере более 300 млн. руб. в отношении более 3000 работников, что составляет 17% от общего числа работающего населения г. Гукoвo.

Работники предприятий обратились к губернатору Ростовской области Голубеву В.Ю. c просьбой о содействии в выплате задолженности по зарплате. Правительством Ростовской области было принято решение погасить задолженность по заработной плате за счет средств OAO «Региональная корпорация развития» (далее – РКР). В свою очередь, РКР, являясь открытым акционерным обществом со 100% акций, принадлежащих Ростовской области, заключило соглашение о переуступке прав требования кредиторов, обеспеченных залогом с последующим погашением при реализации имущества предприятий ГК «Кингкоул».

По состоянию на 1 ноября 2017 г. погашена основная документально подтверждённая задолженность по заработной плате на основных предприятиях компании «Кингкоул» (3AO «Pocтовгормаш», OAO «3aмчаловский антрацит», OAO «Угольная компания «Алмазная»), образовавшаяся до 1 июля 2016 г. В целом, за 2016 - 2017 гг. из средств внебюджетных источников работникам предприятий выплачено 315,6 млн. руб.

Компенсационные выплаты (отпускные, больничные, пособия по беременности и родам и т.д.) должны быть осуществлены конкурсными управляющими за счет реализации оставшегося имущества предприятий-банкротов. 3a период c февраля по октябрь 2017 г. реализовано имущества на сумму 286,7 млн. руб.

Бывшим работникам сервисных предприятий компании «Кингкоул», не имеющих активов для ведения конкурсного производства и погашения задолженности по заработной плате, выплачивается материальная помощь, как единственно возможный в рамках действующего законодательства способ оказания помощи. По состоянию на 1 ноября 2017 г. оказана материальная помощь 503 бывшим работникам сервисных предприятий на сумму 39,6 млн. руб. Помощь оказывается индивидуально по мере поступления заявлений от бывших работников сервисных предприятий компании «Кингкоул».

Параллельно продолжаются мероприятия по социальной поддержке бывших работников компании «Кингкоул» и членов их семей.

По состоянию на 1 ноября 2017 г. оставшаяся задолженность по заработной плате перед бывшими работниками компании «Кингкоул» составляет:

а) OAO «Угольная компания «Антрацит» - 4,0 млн. руб. перед 128 работниками.

б) Задолженность OAO «3aмчаловский антрацит» перед 275 работниками составляет 30,2 млн. руб. Торги по реализации имущества обогатительной фабрики шахты «3aмчаловская» c оценочной стоимостью 90,0 млн. руб. запланированы на 1 квартал 2018 г.

Следует отметить позитивный вклад органов судебной власти в урегулирование проблемы выплаты задолженности работникам предприятий-банкротов. Так, определением Арбитражного суда Ростовской области от 12 декабря 2017 г. разрешены разногласия об установлении очерёдности требования кредиторов по текущим платежам. Суд удовлетворил заявление конкурсного управляющего OAO «Угольная компания «Aнтрацит» и изменил календарную очерёдность погашения требований кредиторов второй очереди и разрешил конкурсному управляющему осуществить выплату зарплаты работникам в размере 4,043 млн. руб.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 12 декабря 2016 г. завершено конкурсное производство в отношении OAO «Шахта Восточная». B соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-Ф3 «O несостоятельности (банкротстве)» после внесения записи о ликвидации организации в EГPЮЛ требовании кредиторов должника считаются погашенными.

Весьма конструктивным и результативным оказалось участие членов Совета в диалоге руководства областного Правительства, прокуратуры и администрации г. Гуково с представителями протестующих шахтеров с закрытых шахт компании «Кингкоул».

Совет высоко оценивает усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления Ростовской области по выплате уволенным работникам угледобывающих предприятий значительной части долгов по зарплате с использованием механизма областной корпорации РКР. При этом Совет особо подчеркивает, что предприятия-банкроты находились исключительно в частной собственности, вследствие чего политика региональных властей по урегулированию задолженности перед работниками по зарплате была продиктована, прежде всего, соображениями социальной ответственности и солидарности, что полностью сообразуется с положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации.

Полагая необходимым полностью осуществить все выплаты бывшим работникам после реализации имущества предприятий-банкротов, Совет рекомендует:

 

Правительству Российской Федерации:

- в целях предотвращения роста социальной напряженности в случаях банкротства градообразующих предприятий рассмотреть возможность законодательного установления обязательности страхования работодателей в пользу работников и создания общероссийского фонда страхования от банкротства.

 

Правительству Ростовской области:

1. Принять исчерпывающие меры к тому, чтобы все имеющиеся задолженности перед работниками предприятий-банкротов были погашены в кратчайшие сроки.

2. Оказать максимально возможное содействие уволенным работникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в получении пайкового угля. Рассмотреть возможность принятия областного закона, устанавливающего обязательство по обеспечению одиноких пенсионеров и инвалидов за счёт средств областного бюджета пайковым углём бесплатно либо со скидкой, с учетом стажа работы в сфере угледобычи либо переработки.

3. В случае, если при реализации имущества предприятия и выплаты всех долгов, останутся неиспользованные денежные средства, разработать механизм их использования на выплату долгов перед работниками других предприятий, если при реализации активов на этих предприятий не хватило денежных средств для выплаты долгов работникам.

4. Оказывать максимальное содействие реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия (проводить пикеты, митинги, демонстрации и т.д.), чтобы публично заявить о своих претензиях и требованиях.

5. Принять действенные меры к стимулированию переобучения, переквалификации и трудоустройства бывших работников группы компаний «Кингкоул» в том числе в расположенных поблизости населенных пунктах.

6. Подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения об изменении положений федерального законодательства и правоприменительной практики в целях усиления социально-имущественных гарантий работников ликвидируемых градообразующих предприятий.

 

Раздел 2. Проблемы обеспечения прав граждан, пострадавших от крупного пожара в Ростове-на-Дону 21 августа 2017 г.

21 августа 2017 г. в Ростове-на-Дону произошёл крупный пожар в центральной части города, уничтоживший более 160 строений. Пожар был ликвидирован к утру 22 августа. В результате пожара пострадало 692 чел. Управлением Следственного комитета России по Ростовской области возбуждено уголовное дело по статье 293 УК РФ «Халатность», а полицией — уголовное дело по статье 167 УК РФ «Поджог».

По информации Правительства Ростовской области, пострадавшим от пожара гражданам за счет бюджетных средств федерального бюджета и бюджета Ростовской области были выплачены:

- единовременная материальная помощь (10 тыс. рублей на 1 пострадавшего);

- финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (100 тыс. рублей на 1 пострадавшего);

- единовременное пособие членам семьи гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации (1 млн. рублей на 1 погибшего);

- единовременное пособие на погребение гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации (5,3 тыс. рублей на 1 погибшего);

- единовременное пособие гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью (400 тыс. рублей на 1 пострадавшего);

- разовая материальная помощь (30 тыс. рублей на 1 пострадавшего);

- разовая материальная помощь семье погибшего (1 млн. рублей на 1 погибшего).

В целях правового урегулирования вопросов оказания мер социальной поддержки пострадавшим гражданам в сфере обеспечения жилищных прав Законодательным Собранием Ростовской области принят Областной закон от 6 декабря 2017 г. № 1245-ЗС «О наделении органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону государственными полномочиями Ростовской области в сфере социальной поддержки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21 августа 2017 года в городе Ростове-на-Дону».

Данным Областным законом Администрации города Ростов-на-Дону переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от указанной чрезвычайной ситуации, в виде единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

В целях реализации указанных полномочий Администрацией города Ростов-на-Дону постановлением от 7 декабря 2017 г. № 1254 утверждено «Положение об условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21 августа 2017 года в городе Ростове-на-Дону».

Социальная выплата на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам, постоянно проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в результате чрезвычайной ситуации в установленном порядке непригодным для проживания.

Расчет размера указанной социальной выплаты осуществляется, исходя из нормы обеспечения общей площадью жилья:

- 33 квадратных метра общей площади жилого помещения – для одиноко проживающих граждан;

- 42 квадратных метра общей площади жилого помещения – на семью из двух человек;

- по 18 квадратных метров общей площади жилого помещения – на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

Размер социальной выплаты на строительство или приобретение жилья определяется как произведение нормы обеспечения общей площадью жилья и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ростовской области, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на день введения режима чрезвычайной ситуации. В случае, если норма обеспечения общей площадью жилья превышает общую площадь жилого помещения, признанного в результате чрезвычайной ситуации непригодным для проживания, для расчета размера социальной выплаты принимается общая площадь жилого помещения, признанного в результате чрезвычайной ситуации непригодным для проживания.

Распоряжением Губернатора Ростовской области от 21 августа 2017 г. № 202 на территории Ростовской области введен режим чрезвычайной ситуации. Приказом Минстроя России от 27 июня 2017 г. № 925/пр средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ростовской области на III квартал 2017 г. утверждена в размере 36 752 руб.

Помимо изложенного, органы местного самоуправления городского округа «Город Ростов-на-Дону» также наделены правом предоставлять дополнительные меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, за счет средств местного бюджета (часть 2 статьи 1 Областного закона «О наделении органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону государственными полномочиями Ростовской области в сфере социальной поддержки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21 августа 2017 года в городе Ростове-на-Дону»).

В соответствии с указанным правом, решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 8 декабря 2017 г. № 418 «Об установлении дополнительных мер социальной поддержки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21.08.2017 в городе Ростове-на-Дону» гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, установлены дополнительно следующие меры социальной поддержки:

1) доплата к вышеуказанной единовременной социальной выплате на строительство или приобретение жилья;

2) единовременная финансовая помощь.

Размер доплаты определяется как произведение вышеуказанной нормы обеспечения общей площадью жилья и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в городе Ростове-на-Дону, определенной министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области на день вступления в силу данного решения, уменьшенное на размер полагающейся гражданину единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

В соответствии с постановлением Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 7 ноября 2017 г. № 14 средняя рыночной стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Ростову-на-Дону на IV квартал 2017 г. составила 46,8 тыс. руб.

Единовременная финансовая помощь предоставляется гражданам, постоянно проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в результате чрезвычайной ситуации в установленном порядке непригодным для проживания, если общая площадь имеющихся у них, а также у членов их семьи пригодных для проживания жилых помещений менее вышеуказанной нормы обеспечения общей площадью жилья.

Размер единовременной финансовой помощи определяется как произведение вышеуказанной нормы обеспечения общей площадью жилья, уменьшенной на размер общей площади имеющихся у граждан жилых помещений, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в городе Ростове-на-Дону, определенной министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области на день вступления в силу данного решения.

На основании распоряжения Правительства РФ от 22 ноября 2017 г. № 2578-р и в соответствии с соглашением от 15 декабря 2017 г. № 01-01-06/06-340 на оказание поддержки гражданам, пострадавшим в ходе чрезвычайной ситуации в г. Ростове-на-Дону 21 августа 2017 г., из федерального бюджета бюджету Ростовской области предоставлена дополнительная финансовая помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 259 193 500 руб.

Областным законом 30 ноября 2017 г. № 1244-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» указанные средства предусмотрены в областном бюджете на 2017 год.

Во исполнение Областного закона от 6 декабря 2017 г. № 1245-ЗС «О наделении органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону государственными полномочиями Ростовской области в сфере социальной поддержки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21 августа 2017 года в городе Ростове-на-Дону» данные средства 21.12.2017 направлены бюджету городского округа «Город Ростов-на-Дону» в виде субвенции.

Не использованный по состоянию на 1 января 2018 г. остаток указанных целевых межбюджетных трансфертов на счете бюджета города Ростова-на-Дону составил 257 142 738,4 руб.

В соответствии с пунктом 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ после принятия Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области решения о наличии потребности в неиспользованных остатках субвенции и возврата их в бюджет города Ростова-на-Дону, средства на оказание мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации 21 августа 2017 г., в приобретении жилья, будут направлены в текущем финансовом году на те же цели.

Обратившиеся в Совет пострадавшие от пожара граждане, в том числе имеющие многодетные семьи или нуждающихся в постоянном постороннем уходе инвалидов (включая детей-инвалидов), не имеющие другого благоустроенного жилья (с жилищно-коммунальными удобствами городской квартиры), предлагают предоставить указанным категориям граждан дополнительные гарантии в виде предоставления дополнительной площади жилья либо денежных средств. Это объясняется их нахождением в трудной жизненной ситуации ещё до пожара, который её существенно усугубил. Предоставляемые погорельцам меры государственной поддержки носят лишь компенсационный характер и не учитывают тяжесть жизненных ситуаций указанных выше категорий граждан, оказавшихся в них не по своей вине.

В сравнении с другими категориями граждан, имеющими значительно большие возможности повышения своего благосостояния и обеспечения комфортных условий проживания, семьи многодетные и (или) воспитывающие инвалидов, в такой возможности значительно ограничены по объективным причинам, в связи с чем нуждаются в более существенных мерах социальной поддержки со стороны государства.

Совет полностью поддерживает указанные предложения, учитывая конституционные обязанности Российской Федерации как социального государства проводить социальную политику, направленную на достойную жизнь и свободное развитие человека, создавать условия для осуществления нуждающимися права на жилище, а также защите материнства и детства, реализации обязанности родителей по воспитанию своих детей.

Кроме того, Совет считает неприемлемым учет в уровне имущественной обеспеченности погорельцев (всех категорий) имеющихся у них на праве собственности жилых домов, в которых нет жилищно-коммунальных удобств городской квартиры (деревенских домов, садовых домиков, дач и т.д.), фактически не пригодных для постоянного проживания.

По информации Правительства Ростовской области, с целью создания условий для дальнейшего развития городской территории, разоренной катастрофическим пожаром, а именно, Театрального спуска, выполняются мероприятия по внесению изменений в Генеральный план города Ростова-на-Дону. Изменения вносятся в части размещения объектов местного и регионального значения (автомобильные дороги, объекты образования и культуры).

В центральной части Театрального спуска планируется организация пешеходной эспланады, связывающей Театральную площадь и перспективную набережную по ул. Береговая. Согласно проекту внесения изменений в Генеральный план города Ростова-на-Дону эта территория отнесена к рекреационной зоне, а также частично к общественно-деловой - для размещения объектов регионального значения. Планируемый срок рассмотрения проекта на заседании Ростовской-на-Дону городской Думы – конец февраля 2018 г.

С целью создания условий для восстановления индивидуальных жилых домов рассматривается возможность внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону для территории, в границах которой Генеральным планом города Ростова-на-Дону не предусматривается размещение объектов капитального строительства местного и регионального значения, а следовательно, не планируется изъятие земельных участков в соответствии с действующим законодательством.

С учетом изложенного, Совет рекомендует:

 

Законодательному Собранию Ростовской области совместно с Правительством Ростовской области:

- рассмотреть возможность законодательной регламентации предоставления дополнительной площади жилья либо денежных средств пострадавшим от пожара 21 августа 2017 г. многодетным семьям и семьям, имеющим нуждающихся в постоянном постороннем уходе инвалидов (включая детей-инвалидов), в случае отсутствия у них другого жилья площадью более нормы предоставления, соответствующего стандартам благоустройства городской квартиры;

- при рассмотрении вопроса предоставления мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим от пожара 21 августа 2017 г., исключить из учета в уровне их имущественной обеспеченности имеющиеся у них на праве собственности жилые дома без жилищно-коммунальных удобств городской квартиры (деревенских домов, садовых домиков, дач и т.д.), фактически не пригодных для постоянного проживания;

- осуществлять постоянный контроль за надлежащим исполнением органами местного самоуправления города Ростов-на-Дону переданных государственных полномочий;

- оказывать необходимую консультационную, организационную и правовую помощь гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации.

 

Ростовской-на-Дону городской Думе совместно с Администрацией г. Ростов-на-Дону:

- обеспечить предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Ростовской области и муниципальными нормативными правовыми актами;

- оперативно и полно рассматривать все обращения граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, по вопросам, связанным с защитой их прав;

- принять в рамках компетенции все возможные меры по скорейшему обеспечению жилищных прав граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации.

 

Общественной палате Ростовской области, Уполномоченному по правам человека в Ростовской области:

- организовать дискуссионные площадки (рабочие встречи, совещания и иные мероприятия) с гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, для обсуждения возникающих проблем;

- оказать содействие гражданским активистам из числа погорельцев в создании региональной общественной организации для коллективной защиты прав граждан, пострадавших в результате пожара;

- рассмотреть возможность образования рабочих групп по вопросам защиты прав граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, с включением в их состав наиболее активных из указанных граждан.

 

Раздел 3. Проблемы точечной застройки, долевого строительства многоквартирных жилых домов и сохранения зеленых зон

 

3.1. В части строительства 27-этажного жилого дома с 11-этажным офисным зданием во дворе между двумя четырех- и пятиэтажным жилыми домами по ул. Красноармейская д. 202 в г. Ростов-на-Дону

В ходе личного приема населения в Совет поступило обращение граждан, проживающих в многоквартирных домах №№ 200/1, 202 «а» и 204 по ул. Красноармейская в г. Ростов-на-Дону, по вопросу предоставления земельного участка и последующего строительства ООО «БазисИнвестСтрой» 27-этажного многоквартирного жилого дома с 11-этажным офисным зданием и подземными парковками на земельном участке площадью 3070 кв. м во дворе между 4-х и 5-этажными жилыми домами по указанному адресу.

Заявители, в частности, ссылаются на нарушения:

- в проведении процедуры межевания застраиваемого земельного участка (включение в состав застраиваемого земельного участка площадки детского сада № 45; воспрепятствование участию в межевании собственников квартир в расположенных на прилегающих земельных участках многоквартирных домах; неполное оформление документации в землеустроительном деле и др.);

- в составлении положительного заключения негосударственной строительной экспертизы ООО «ГеоСПЭК» - непроведение обследования состояния находящихся вблизи застройки многоквартирных жилых домов;

- несоответствие проектной документации требованиям технических регламентов, свидетельствующее об отсутствии правовых оснований для выдачи разрешения на строительство;

- несоблюдение охранного режима 200-метровой защитной зоны находящихся рядом трех объектов культурного наследия (письмо Минкультуры Ростовской области от 6 октября 2017 г. № 23/02-04/4145);

- полное лишение прилегающих многоквартирных домов придомовой территории с элементами озеленения и благоустройства, включая существовавшие до строительства внутридворовые проезды, парковочные места для автомобилей, детскую площадку и др., принадлежавшие собственникам квартир в существующих МКД на праве общей долевой собственности (ст. 36 ЖК РФ), а также будущую возможность доступа к этим МКД лишь с одной стороны (в нарушение противопожарных требований);

- на образование значительных трещин на фасадах домов №№ 202а, 204 и повреждение блочного фундамента дома № 202 «а» по ул. Красноармейская в связи с нарушениями при выборе места строительства, технологии строительных работ и использовании предположительно неисправной строительной техники по забивке около 500 шт. 16-метровых ж/б свай;

- нарушения максимально разрешенной этажности для указанной градостроительной зоны, а также в расчете социальной нагрузки застройщика (обеспеченность детскими садами и школами, часть которых сейчас работает в две смены);

- иные нарушения.

У Совета не вызывает сомнения недопустимость строительства столь большого многоквартирного жилого дома в столь маленьком дворе, и тем более - при категорическом несогласии жителей близлежащих домов. Строительство данного дома должно быть прекращено с приведением двора в первоначальное состояние и предоставлением застройщику другого земельного участка.

Подобные примеры нарушения требований комфортности городской среды и игнорирования мнения населения при «точечном» строительстве объектов выявлены членами Совета и по другим адресам.

Так, во многом с аналогичными нарушениями во дворе жилых домов планируется строительство нового здания Северо-Кавказского окружного военного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, 75 «б», требующее расположения на огороженной охраняемой территории вне жилой застройки.

Для предотвращения непродуманной точечной застройки г. Ростов-на-Дону и прекращения нарушения прав граждан Советом направлено обращение Генпрокурору России по вопросу проведения проверки законности строительства указанного 27-этажного жилого дома во дворе между двумя 4-х и 5-этажными жилыми домами по ул. Красноармейская д. 202.

Поскольку указанный случай высотной точечной застройки в центральной части г. Ростов-на-Дону не является единичным, и учитывая непринятие мер по обращениям жителей органами государственной власти и строительного надзора Ростовской области, Совет просил Генпрокурора России провести проверку соблюдения закона и прав граждан в деятельности всего архитектурно-градостроительно-жилищного комплекса Администрации г. Ростов-на-Дону при выдаче разрешений на строительство и других многоквартирных домов, возводимых вблизи уже существующих в г. Ростов-на-Дону.

Для исключения точечного строительства в настоящее время Администрацией г. Ростов-на-Дону определено несколько основных направлений.

Прежде всего, планируется внесение изменений в Правила землепользования и застройки г. Ростов-на-Дону в части установления предельных параметров строительства и предельных минимальных размеров земельных участков, предназначенных для жилищного строительства. В сентябре 2017 г. заключен муниципальный контракт на подготовку проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Ростова-на-Дону, утверждение планируется в июне 2018 г.

Другое важное направление – это разработка планировочной документации. В настоящее время, в соответствии с действующим законодательством, образование новых земельных участков под объекты капитального строительства, расположенных в границах территории, застроенной многоквартирными жилыми домами, осуществляется исключительно на основании проекта межевания. Документация по планировке территории в обязательном порядке проходит процедуру публичных слушаний. В этом случае обеспечивается соблюдение нормативов, создание социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, с учетом существующей застройки.

Для привлечения общественности к обсуждению планируемого строительства, в том числе многоквартирных домов, возобновил работу в новом составе Градостроительный совет Администрации г. Ростов-на-Дону. Заседания совета проходят с участием творческих и общественных организаций г. Ростов-на-Дону.

В изложенной части Совет рекомендует:

 

Администрации г. Ростов-на-Дону разработать и принять программу дальнейшего градостроительного развития г. Ростов-на-Дону, формирования отвечающей современным требованиям комфортной городской среды, обеспеченности жилья социально-образовательными и культурно-досуговыми учреждениями, рекреационными зелеными зонами, зонами отдыха, повышении транспортной доступности (особенно плохой в центре города) и др. как для «местных жителей», так и для «новоселов». Необходима разработка целостной системы обустройства городского ландшафта, в которой следует изолировать наиболее опасные очаги техногенного воздействия; реконструировать ценные элементы природных экосистем и сохранить исторические элементы культурного ландшафта: зелёные зоны отдыха, парки и скверы.

 

Комитету по транспорту и строительству Государственной Думы ФС РФ рассмотреть возможность внесения следующих изменений:

1) в Градостроительный кодекс Российской Федерации:

- ввести понятие точечной (уплотнительной) застройки как строительства нового, не предусмотренного ранее жилого, административно-делового, промышленного либо производственного объекта в исторически сложившемся жилом квартале;

- запретить точечную (уплотнительную) застройку без одобрения 2/3 жителей каждого из жилых домов, расположенных в пределах 50 метров от границ участка предполагаемого строительства;

2) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установив административную ответственность в виде штрафов значительного размера за точечную (уплотнительную) застройку с нарушением требований законодательства.

 

Судебному департаменту при Верховном Суде РФ:

- рассмотреть совместно с Администрацией г. Ростов-на-Дону возможность переноса строительства нового здания Северо-Кавказского окружного военного суда за пределы зоны жилой застройки в г. Ростов-на-Дону, учитывая обоснованные опасения жителей близлежащих домов возможностью террористических актов.

 

3.2. В части строительства жилых домов – долгостроев по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Баррикадная д. 24

В Совет обратились граждане – участники долевого строительства многоквартирных жилых домов по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Баррикадная д. 24.

По информации от граждан, в марте 2010 г. застройщиком, ООО «Мария», входящим в строительный концерн «ВАНТ», начато строительство двух 17-18-этажных жилых домов.

В связи с неоплатой проектировщику разработки проекта второго этапа строительства на него не было выдано разрешение на строительство, и дольщики из второго дома были переведены в первый (т.е. в ранее возводимый жилой дом). Тем самым первый жилой дом был полностью заселен, но без инвестиций в строительство приобретателей жилья, что сделало перспективу достройки второго дома ещё более призрачной.

В 2012 г. строительство было остановлено, после чего обязательства по достройке взяло на себя АО «Ростовская региональная ипотечная корпорация» (далее – РРИК).

После разработки и утверждения новой проектной документации строительство было начато с этапа котлована, но вновь не было завершено.

Затем застройщиком стало ООО «СтройСпектр», которое также не смогло достроить дома и само находится в стадии банкротства (проводится процедура наблюдения).

Решением Первомайского районного суда г. Ростов-на-Дону по иску прокуратуры на застройщика возложена обязанность провести консервацию строительства объекта.

В 2015 – 2017 гг. городскими и областными органами исполнительной власти, местного самоуправления, строительного надзора и прокуратуры с участием дольщиков проводились совещания по проработке м