Выездное заседание Совета в Свердловской области

В мероприятии принимали участие Михаил Федотов,  Лев Амбиндер, Андрей Бабушкин, Евгений Бобров, Мария Большакова, Елизавета Глинка, Наталия Евдокимова, Кирилл Кабанов, Ирина Киркора, Борис Кравченко, Яна Лантратова, Раиса Лукутцова, Евгений Мысловский, Леонид Никитинский, Сергей Пашин и Элла Полякова.

Общее

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с 28 по 30 марта провел выездное заседание в Свердловской области.

В мероприятии принимали участие Михаил Федотов,  Лев Амбиндер, Андрей Бабушкин, Евгений Бобров, Мария Большакова, Елизавета Глинка, Наталия Евдокимова, Кирилл Кабанов, Ирина Киркора, Борис Кравченко, Яна Лантратова, Раиса Лукутцова, Евгений Мысловский, Леонид Никитинский, Сергей Пашин и Элла Полякова.


 

НОВОСТИ О ЗАСЕДАНИИ

Семь тематических секций по разным правозащитным проблемам завершили выездное заседание Совета в Свердловской области
Проблемы Свердловской области, выявленные членами СПЧ в ходе выездного заседания Совета, разбирали на семи тематических секциях с общественниками и представителями власти. Общественный контроль в социальной сфере, противодействие коррупции, защита жилищных, социальных прав, права военных, увековечение памяти жертв политрепрессий - темы секций СПЧ.
Первые итоги выездного заседания Совета в Свердловской области подвели на пленарном заседании в Ельцин Центре
Сегодня утром в екатеринбургском Ельцин-Центре члены СПЧ на пленарном заседании начали подводить итоги трехдневной работы в регионе. Участниками мероприятия стали первые лица области: губернатор, председатель областного Законодательного Собрания, а также уполномоченные по правам человека из шести регионов Уральского федерального округа.
Правозащитники насыщенно провели второй день выездного заседания СПЧ, работая в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Качканаре
Работа членов Совета во второй день выездного заседания в Свердловской области проходила в разных районах. Посещения социальных объектов и прием граждан правозащитники провели в Качканаре, Нижнем Тагиле и Екатеринбурге. Насыщенная работа включала встречи со студентами, трудовыми коллективами, судейским сообществом, жителями подлежащих под снос домов.
Михаил Федотов обсудил с губернатором Свердловской области актуальные задачи в сфере защиты прав человека
"Средний Урал - это огромный регион, с сильным и активным гражданским обществом, с большой палитрой политических партий. Развитие промышленности и социальной сферы сопровождается различными подходами к решению задач. Но при этом я убежден: все, что касается прав человека, должно стоять на первом месте", - заявил Евгений Куйвашев главе СПЧ. 
Архив, колония, самострой, пункт "скорой" и интернат посетили члены СПЧ в первый день выездного заседания в Екатеринбурге
Сегодня в Свердловской области прошел первый день выездного заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Правозащитники, разделившись на несколько групп, посетили социально важные объекты региона: исправительную колонию, интернат, пункт "скорой помощи" и многоквартирные дома, признанные самостроем.
Возложением цветов к Вечному огню Широкореченского мемориала началось выездное заседание Совета в Свердловской области
Возложением цветов к Вечному огню Широкореченского мемориала памяти погибшим в Великой отечественной войне началось сегодня выездное заседание СПЧ в Свердловской области. В регионе будут работать шестнадцать членов Совета, уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова, а также представители федеральных и региональных ведомств. 

ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ В СМИ

 

В свердловском городе, где нет дорог, собираются провести Олимпийские игры Вечерние ведомости. Екатеринбург

Уральские правозащитники обратились в СПЧ Регионы России

Евгению Куйвашеву дали совет КоммерсантЪ в Екатеринбурге

Свердловский губернатор Куйвашев пообещал отремонтировать больше дорог, чем есть в области Актуально

«Таких страшных дорог я больше нигде не видел» КоммерсантЪ-Online

В Первоуральске нет дорог - только ямы Ystav.ru

Члены президентского Совета по правам человека подвели итоги визита на Средний Урал Телеканал ОТВ

В деле воспитанников Рефтинского училища появились новые подозреваемые Екатеринбург-ТВ

Глава СПЧ принимал свердловчан до полуночи Областная газета

Это самая низкая оценка по стране. Член совета СПЧ поставил «единицу с минусом» свердловскому ГУФСИН УРА.Ру

СПЧ закончил работу на Урале: «Дальше будем разбираться с этими вопросами в Москве» УралПолит.Ру

В СПЧ Куйвашева попросили проконтролировать скандал в Рефтинском. Это может коснуться МВД Ура.Ру

Видный российский правозащитник Михаил Федотов поддержал законопроект единороссов «Об общественном контроле в Свердловской области» Свердловское отделение партии "Единая Россия"

Глава СПЧ Михаил Федотов пообщался с воспитанниками Рефтинского спецучилища Вести.Ру

Федотов встретился с воспитанниками Рефтинского спецучилища Повестка дня

Путину расскажут о тайнах Свердловской области УРА.Ру

Глава СПЧ предлагает изменить методику призыва в армию срочников из неблагополучных семей ТАСС

Главу Нижнего Тагила Носова на заседании СПЧ высмеяли из-за дорог Вечерние ведомости. Екатеринбург

Свердловским НКО обещают сохранить объёмы господдержки ИА REGNUM

Евгений Куйвашев подтвердил сохранение объемов поддержки социально ориентированных НКО – гранты составят 160 млн. рублей Правительство Свердловской области

Губернатор Евгений Куйвашев встретился с членами президентского Совета по правам человека Телеканал ОТВ

Число долгостроев на Среднем Урале сократилось в 10 раз Правда УрФО

О деле Екатерины Вологдениновой рассказали главе президентского СПЧ Эхо Москвы - Екатеринбург

Совет при Президенте РФ по правам человека высмеял мэра Нижнего Тагила за плохие дороги. «Ощущение, что там война прошла» АН "Между строк"

Из-за СПЧ суд перенес заседание по жалобе матери-одиночки, обвиненной в экстремизме Znak.Com

Доктор Лиза: СПЧ взял на контроль ситуацию с проблемным домом-интернатом в Екатеринбурге ТАСС

«Там прошла война». СПЧ поставил Носову на вид состояние дорог Нижнего Тагила  Znak.Com

Яна Лантратова: «были выявлены факты грубых нарушений» Ystav.com

Глава президентского СПЧ Михаил Федотов во вторник посетил Рефтинское спецучилище Эхо Москвы - Екатеринбург

Глава СПЧ забрал в Москву копию дела матери-одиночки, осужденной за экстремизм Znak.Com

Задержка зарплаты, коррупция и права заключённых - тагильчане рассказали о своих проблемах членам СПЧ АН "Между строк" 

В Екатеринбурге прошел второй день работы делегации членов СПЧ Общественное телевидение России

Члену президентского совета запретили общаться с заключенным. «Хотел рассказать о пытках» УРА.Ру

Рабочий визит президента КТР в Свердловскую область Профсоюзы сегодня

Уральские омбудсмены инициировали 350 прокурорских проверок Российская газета - Урал и Западная Сибирь

Вопросы защиты дольщиков и пайщиков обсудили областные власти вместе с представителями СПЧ АПИ - Екатеринбург

Федотов ошарашил уральцев: Население России - это те, кто справляют нужду в публичном месте Накануне.Ру

Куйвашев обсудил с Федотовым защиту прав человека Правда УрФО

Уральский прокурор Пономарев позвал избранных на закрытую встречу УРА.Ру

Евгений Куйвашев обсудил с Михаилом Федотовым актуальные задачи в сфере защиты прав человека в Свердловской области Правительство Свердловской области

Глава СПЧ считает приговор матери-одиночке за перепост во «ВКонтакте» «очень странным» Znak.Com

Глава СПЧ Михаил Федотов: «Законодательство об НКО очень плохо устроено» УралПолит.Ру

Глава СПЧ Михаил Федотов рассказал екатеринбуржцам о подвиге общественного контроля Znak.Com

Сотрудник училища для трудных подростков обвиняется в истязании воспитанников Милосердие.Ру

Глава СПЧ открыл на Урале коллегию по жалобам на прессу ИА REGNUM 

«Кто вы такие?» Уральская коллегия по жалобам на прессу получила первый отзыв о своей работе ФедералПресс

"Занимаясь государственными функциями, Федотов отнимает у нас время!" На заседании коллегии по жалобам на прессу потеряли главу Накануне.Ру

Яна Лантратова: Рассказывают об избиениях, насилии, битье головой об пол Взгляд.Ру

Хинштейн и Куйвашев провели в Екатерибурге совещание по обманутым дольщикам: депутат Госдумы предложил барду Новикову «ответить за базар» Накануне.Ру

Региональная общественная коллегия по жалобам на прессу создана в Екатеринбурге Интерфакс - Россия

В Екатеринбурге показательно рассмотрели жалобу на СМИ. «Связываться с вами не буду» УралПолит.Ру

Глава СПЧ поедет в свердловский интернат, где истязали детей УралПолит.Ру

Совет по правам человека проверил ИК-2 в Екатеринбурге Правда УрФО

В школах могут ввести урок борьбы с жуликами. Советник президента сделал неожиданное предложение в Екатеринбурге УРА.Ру

Куйвашев вводит цензуру Ystav.ru

Глава СПЧ намерен лично пообщаться с воспитанниками свердловского училища, замдиректора которого обвиняется в их избиении Интерфакс - Россия

Федотов принял участие в создании на Урале коллегии по жалобам на прессу и рассказал, не станет ли она «дубинкой» в борьбе со свободой слова Накануне.Ру

Союз добровольцев России привлек внимание следствия к нарушениям прав воспитанников закрытого училища Агентство социальной информации

Такой режим нам не нужен! УралИнформБюро

Ройзман показал московским правозащитникам, каким будет мемориал жертвам политических репрессий в Екатеринбурге Екатеринбург-Онлайн

В Свердловской области появился цензурный орган для журналистов Актуально

Глава СПЧ Михаил Федотов: «Законодательство об НКО очень плохо устроено»  УралПолит.Ру

На Урале создали структуру по жалобам на СМИ: «Это развилка: вы идете в суд или к нам» УралПолит.Ру

Глава СПЧ намерен лично пообщаться с воспитанниками свердловского училища, замдиректора которого обвиняется в их избиении Интерфакс-Россия

Делегация президентского Совета по правам человека прибыла на Средний Урал Телеканал ОТВ

 

 

Рекомендации

a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:112002:"

РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам выездного заседания в Свердловской области
28 - 30 марта 2016 г.

28 - 30 марта 2016 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел выездное специальное заседание в Свердловской области. В ходе работы состоялось расширенное заседание Совета с участием руководства органов государственной власти и органов местного самоуправления Свердловской области, представителей органов исполнительной, законодательной, судебной власти и правоохранительных органов Российской Федерации, а также общественности.

В целях подготовки к выездному заседанию членами Совета 22 - 25 марта 2016 г. была проведена предварительная работа по посещению социальных и образовательных учреждений Свердловской области.

В рамках выездного заседания члены Совета посетили несколько детских домов, школ-интернатов, больниц, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, воспитательных колоний, лечебно-исправительное учреждение, дом ночного пребывания, ряд исправительных учреждений, колоний и следственных изоляторов, провели процедуру урегулирования трудового конфликта на Качканарском горнообогатительном комбинате группы «ЕВРАЗ», круглые столы по проблемам семьи, материнства и детства; вопросам защиты трудовых прав и реализации социально-экономических интересов; развития медиации и суда присяжных, встретились с педагогическими коллективами и студентами ряда вузов, осмотрели многоквартирные жилые дома, признанные самостроем, ознакомились с деятельностью некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Город без наркотиков» и Государственного медицинского реабилитационного Центра «Урал без наркотиков», провели приемы населения в городах: Екатеринбург, Кировград, Качканар, Асбест и Нижний Тагил.

По итогам выездного заседания Совет принял настоящие Рекомендации.

I. О способах решения социально значимой проблемы недопущения строительства многоквартирных жилых домов на непредназначенных для этого земельных участках, а также восстановления нарушенных прав граждан, пострадавших от такого самостроя

В Екатеринбурге существует массив, включающий 71 жилой дом, каждый из которых изначально строился как дом индивидуального пользования, на самом деле являясь многоквартирным жилым домом. Жители города купили в них квартиры, но право собственности оформлено не на квартиры, а на доли в этом доме. На совещании с судьями Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга по этому вопросу выяснилось, что первые постройки были признаны законными с согласия администрации города. Когда количество таких домов увеличилось, администрация стала подавать иски о запрете их эксплуатации, и суды выносили решения в пользу администрации. Так как такие решения судов не исполнялись, администрация стала подавать иски о сносе данных домов, и суды их удовлетворяли. Таким образом, как сама администрация, так и суды меняли своё мнение по отношению к этим домам на протяжении нескольких лет. Сейчас правовое положение эти домов и их жителей разное. А также различное состояние указанных построек: часть из них это крепкие постройки из кирпича, а часть – засыпные бараки.

По результатам выездного заседания в Свердловской области Советом 19 апреля 2016 г. было проведено расширенное совещание по вопросу о способах решения социально значимой проблемы: недопущения строительства многоквартирных жилых домов на непредназначенных для этого земельных участках, а также восстановления нарушенных прав граждан, пострадавших от такого самостроя. В совещании приняли участие руководство Минстроя России, ФССП России, представители Минэкономразвития России, Генпрокуратуры России, Верховного Суда РФ, Администрации Свердловской области, специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и НИУ «Высшая школа экономики».

По мнению участников совещания, предпосылками появления многоквартирного самостроя являются, прежде всего, недостатки в осуществлении муниципального земельного контроля и в области градостроительства, а также отсутствие межведомственного взаимодействия в указанных сферах органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов.
По информации представителей Минстроя России и Генпрокуратуры, вопрос жилищного самостроя на землях ИЖС и возникших в связи с этим проблем у обманутых граждан теряет актуальность. В связи с многочисленными случаями сноса самостроев граждане в основном поняли бессмысленность своего участия в этих экспериментах.

В тех регионах, где надлежаще организован муниципальный земельный контроль (например, в Москве и Санкт-Петербурге), данной проблемы не было и нет. Поскольку действующее законодательство в целом предусматривает комплекс мер по недопущению такого самостроя, необходима «детальная настройка» этого механизма в местностях, где эта тематика еще сохраняет остроту. Там уже созданы межведомственные рабочие группы по разрешению возникших проблем, подготовлены реестры самостроев и пострадавших дольщиков.

С учетом изложенного, Совет предлагает:
Минстрою России и комитету Государственной Думы ФС РФ по земельным отношениям и строительству рассмотреть вопросы:
- определения общей концепции деятельности по предотвращению многоквартирного самостроя по разным регионам, установив прямую ответственность в этой сфере, прежде всего, глав муниципальных образований;
- законодательного установления страхования ответственности в деятельности по возведению многоквартирных домов;
- в качестве одного из способов предотвращения многоквартирного самостроя предлагается следующий. Установить для застройщиков обязанность состоять в саморегулируемой организации (далее - СРО). Установить обязательность уведомления застройщиком органа местного самоуправления о возведении жилья, близкого по параметрам к многоквартирному, с направлением проекта и других документов. Орган местного самоуправления может направить его на проверку в архитектурно-строительные органы. Если они признаков самостроя не выявят, то при дальнейшем наличии многоквартирного самостроя отвечают впоследствии сами (административный штраф), а если выявят, то отвечает СРО за своего члена;
- внесения изменений в Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. 
№ 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» с целью установления принципа коллективной ответственности саморегулируемых организаций за действия своих членов;
- ужесточения федерального законодательства в области градостроительства в части ввода жилья в эксплуатацию, возложив на застройщика обязанность при государственной регистрации права собственности на построенное здание сдавать в подразделение Росреестра решение о вводе многоквартирного жилого дома в эксплуатацию, которое орган местного самоуправления выдаст лишь при соответствии параметров возведенного объекта ранее выданному разрешению на строительство;
- увеличения размеров штрафов за правонарушения в сфере государственного архитектурно-строительного надзора, синхронизировав с соответствующими полномочиями органов местного самоуправления, т.к. на землях, относящихся к индивидуальному жилищному строительству, указанный надзор не осуществляется. При необходимости, нормативно урегулировать дополнительные детальные меры для совершенствования осуществления муниципального земельного контроля и полномочий в области градостроительства;
- нормативного закрепления принципа о том, что каждое судебное решение о сносе многоквартирного дома – повод для обязательной антикоррупционной проверки органа местного самоуправления;
- учитывая ужесточение с 1 января 2016 г. требований к кадастровым инженерам, в т.ч. об их обязательном членстве в СРО кадастровых инженеров, в рамках контроля за деятельностью кадастровых инженеров обязать СРО в случаях формирования кадастровым инженером недостоверных сведений об объекте индивидуального жилищного строительства, привлекать его к предусмотренной законодательством ответственности;
- установления обязанности органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности на территории соответствующего муниципального образования, направлять в органы Росреестра уведомления о выявлении на стадии строительства самовольных построек с признаками многоквартирного дома;
- внесения изменения в ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в части указания одним из оснований приостановления государственной регистрации и государственного кадастрового учета поступления в регистрирующий орган и орган кадастрового учета уведомления о выявлении самовольных построек с признаками многоквартирного самостроя;
- установления на законодательном уровне необходимости представления в орган кадастрового учета заключения органа, уполномоченного в области градостроительной деятельности, о соответствии возведенного объекта объекту индивидуального жилищного строительства в случае превышения его площади в 500 кв. м (или иного определенного размера площади);
- законодательного установления обязательности получения разрешения на ввод здания в эксплуатацию во всех случаях преобразования объекта индивидуального жилищного строительства в другой объект недвижимости (в частности, в многоквартирный дом);
- включения граждан, пострадавших от многоквартирного самостроя, в круг пострадавших участников долевого строительства по способам защиты как самостоятельной категории. В случае невключения - проработать вопрос об эффективности существующих механизмов защиты прав участников долевого строительства для их возможного распространения на пострадавших от указанного самостроя.

Минстрою России и Генпрокуратуре России предложить подготовить информацию о существующих в субъектах Российской Федерации практиках предотвращения многоквартирного самостроя на непредназначенных для этого земельных участках в части:
- обеспечения нарушенных прав пострадавших граждан,
- предотвращения дальнейшего самостроя.

Генпрокуратуре России рассмотреть вопрос проведения проверки органов местного самоуправления на предмет исполнения ими полномочий в сфере осуществления муниципального земельного контроля и в градостроительной сфере и при выявлении фактов бездействия органов местного самоуправления, включая непринятие обеспечительных мер, принять меры прокурорского реагирования. По результатам проверки проанализировать материалы и подготовить рекомендации по совершенствованию градостроительного законодательства с целью создания условий, объективно препятствующих совершению нарушений в градостроительной деятельности (включая совершенствование муниципального земельного контроля).

Минстрою России и главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность следующей нормативной регламентации «дорожной карты» действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых имеется многоквартирный самострой:
- создать в субъекте Российской Федерации межведомственную рабочую группу с участием представителей исполнительных органов власти субъекта и органов местного самоуправления, министерств по управлению имуществом, строительства, социальной защиты, жилинспекции, архстройнадзора, региональных ФССП России, Росреестра, Роспотребнадзора, прокуратуры, СК России, регионального Уполномоченного по правам человека и застройщиков;
- подготовить реестр незаконно возведенных многоквартирных домов на непредназначенных для этого земельных участках и реестр пострадавших граждан,
- провести межведомственную экспертизу строительного, инженерно-технического и санитарно-эпидемиологического состояния каждого дома, определив пригодность для постоянного проживания, и в случае пригодности разработать перечень устранимых «дефектов», включая возможность подключения к инженерным сетям, изменение вида землепользования (возможно, через условно разрешенный вид использования) и градостроительного зонирования земельного участка. На период осуществления экспертизы принять меры к приостановлению имеющихся исполнительных производств по судебным решениям о сносе домов либо запрете их эксплуатации. В случае, если по результатам экспертизы многоквартирный жилой дом будет признан пригодным для постоянного проживания, а также если при его строительстве не нарушены  права других лиц, заключить мировое соглашение в суде кассационной инстанции либо в ходе исполнительного производства, в котором возложить часть расходов по «узакониванию» ввода жилого дома в эксплуатацию также и на его жителей (при наличии у них соответствующей возможности);
- обратиться к добросовестным застройщикам, готовым за счет предоставления им земельного участка под коммерчески привлекательный объект расселить граждан из признанного непригодным для постоянного проживания многоквартирного самостроя,
- в случае необходимости сноса многоквартирного дома в связи с его непригодностью для постоянного проживания подыскать для малообеспеченных выселяемых граждан, не имеющих другого жилья и средств на его приобретение, другие жилые помещения маневренного жилищного фонда либо дом (дома), как правило, коридорной системы, которые могут быть переоборудованы в такие дома (в случае отсутствия инвестора и денежных средств для скорейшего расселения граждан либо при значительном количестве таких граждан).

II. Об обеспечении права граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на предоставление жилья как на первичном, так и на вторичном рынке

К членам Совета обратилось несколько семей граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на его внеочередное приобретение (так называемые «федеральные или региональные льготники») с жалобами на несовершенство законодательства Свердловской области, предусматривающего предоставление им жилых помещений исключительно во вновь построенных жилых домах.

Так, гр. Ч.Н.А., являющийся ветераном боевых действий, инвалидом второй группы (военная травма) и имеющий заболевание F00-F99, дающее право на первоочередное предоставление жилья, состоящий в очереди нуждающихся в жилых помещениях в г.о. Качканар (с 2013 г. - под номером 1) не может получить жилое помещение с 2002 г., поскольку в г.о. Качканар, как и во многих других населенных пунктах Свердловской области, новые многоквартирные жилые дома длительное время не строятся вообще, а законодательство Свердловской области позволяет предоставлять таким категориям граждан жилье исключительно во вновь построенных домах.

В другом случае многодетная семья К., состоящая на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2000 г. в г.о. Качканар, в 2014 г. и в 2015 г. получала свидетельства о праве на получение социальной выплаты из областного бюджета для строительства либо приобретения жилого помещения в соответствии с государственной программой Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в Свердловской области до 2020 года», обязательным условием которой является приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья.
Свидетельство 2014 г. пришлось возвратить в связи с отсутствием застройщиков нового жилья.

Свидетельство 2015 г. было использовано на долевое строительство жилья застройщиком, выигравшим конкурс на приобретение земельного участка под строительство многоквартирного дома в г.о. Качканар в 2015 г., поскольку не было другого варианта улучшения жилищных условий у многодетной семьи, простоявшей на жилищном учете 15 лет. Отсутствие у заявителей необходимых денежных средств вынудило вложить в постройку жилья помимо всех собственных сбережений и социальной выплаты еще и средства материнского капитала (как федерального, так и областного).

К сожалению, застройщик оказался недобросовестным, построил лишь фундамент жилого дома и скрылся, - перспектива строительства жилья не ясна. Многодетная семья лишилась всех собственных средств, государственных жилищных гарантий и надежды на улучшение жилищных условий в перспективе. Так очевидное несовершенство законодательства в условиях кризисного состояния жилищного строительства преимущественно в малых населенных пунктах порождает новые критические ситуации и усиливает социальную напряженность, выталкивая наименее защищенные категории граждан в состояние социальной исключенности.

С учетом изложенного Совет рекомендует:
Правительству Российской Федерации, Минстрою России, Правительству Свердловской области, Законодательному собранию Свердловской области рассмотреть вопрос внесения изменений в законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (включая Свердловскую область) с целью обеспечения возможности предоставления гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений как на первичном, так и на вторичном рынке жилья, по их выбору.

III. О защите жилищных прав семей с детьми-инвалидами, проживающих в специализированных жилых помещениях, а также обеспечение права на внеочередное получение земельного участка

К членам Совета обратились социально необеспеченные семьи граждан, воспитывающих детей-инвалидов, проживающих в специализированных жилых помещениях (служебном жилье либо в общежитиях), которых судебными решениями постановлено выселить из ранее предоставленных им указанных помещений без предоставления другого жилья (как правило, в связи с прекращением трудовых отношений с организацией, предоставившей жилье).

Между тем, указанные семьи, не имеющие другого жилья, нуждаются в повышенной социальной защите со стороны государства. Появление у них детей-инвалидов ни в малейшей степени не является каким-либо их злоупотреблением, а наоборот - должно рассматриваться в качестве уважительного обстоятельства сохранения права на жилье спецжилфонда, по крайней мере, до достижения ребенком совершеннолетия, поскольку другого жилья у них нет и нет возможности его приобрести. При наличии фонда маневренного жилья (который по законодательству должен быть во всех субъектах Российской Федерации) орган местного самоуправления может предоставить им такое жилье взамен служебного или помещения в общежитии.

Семьи граждан, воспитывающих детей-инвалидов, по действующему законодательству также не наделены и правом внеочередного предоставления им находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка. Часть 6 ст. 39.5. Земельного кодекса РФ предоставляет такую возможность лишь гражданам, имеющим трех и более детей, при установлении законом субъекта Российской Федерации соответствующих случая и порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

С учетом изложенного, Совет предлагает:
Минстрою России и Комитету Государственной Думы ФС РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотреть вопросы:
- внесения изменений в ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в части дополнения категорий граждан, которые не могут быть выселены из специализированного жилья без предоставления других жилых помещений, семьями, имеющими ребенка-инвалида;
- внесения изменений в земельное законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с целью предоставления права на внеочередное предоставление находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка семьям, имеющим ребенка-инвалида.

IV. О реконструкции газопроводов вблизи населенных пунктов, где построенные десятки лет назад отдельные жилые дома оказались на окраине границы охранной зоны газопровода (включая ситуацию о сносе жилых домов в пос. Таежный г.о. Лесной Нижнетуринского р-на Свердловской обл. по судебным решениям по искам ООО «Газпромтрансгаз Югорск»)

Вступившими в законную силу судебными постановлениями 2014 – 2015 гг. удовлетворены иски ООО «Газпромтрансгаз Югорск» к восьми семьям жителей п. Таежный о сносе принадлежащих им жилых домов с постройками, находящимися в 250-метровой зоне от оси магистрального газопровода (ближайший дом - в 226 м). Все дома построены в 1970-х – начале 1990-х годов. Для шести семей сносимые дома являются единственным жильем.

По мнению Совета, избранный организацией способ защиты своих прав является ненадлежащим и расходится с конституционными требованиями об обеспечении права каждого на жилище, недопустимости его произвольного лишения и запрете собственнику нарушать права и свободы других лиц (ст.ст. 17, 40 Конституции РФ). В указанном и им подобных случаях следует рассматривать возможность применения новых технологий реконструкции газопроводов, обеспечивающих сокращение охранной зоны, что гораздо менее болезненно и затратно, чем снос домов с переселением жителей.

С учетом изложенного, для избежания социальной напряженности и обеспечения конституционных прав граждан, Совет рекомендует ПАО «Газпром» проработать возможность реконструкции газопроводов вблизи населенных пунктов в указанном и в других спорных случаях, где построенные десятки лет назад отдельные жилые дома оказались на окраине границы охранной зоны газопровода, с целью ее сокращения либо переноса части газопровода за пределы территории населенного пункта. По судебным спорам целесообразно заключить мировое соглашение в кассационной инстанции либо на стадии исполнительного производства.

V. По совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также социальных, образовательных и специальных учебно-воспитательных учреждений Свердловской области

В части обеспечения прав воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Совет рекомендует:

Минобрнауки России, Минтруда России и Минздраву России:
- рассмотреть вопрос отнесения реабилитационной деятельности по воспитанию детей с умственной отсталостью к образовательной и повысить надбавки к окладам педагогического персонала организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- пересмотреть нормативы нагрузки педагогических работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (включая педагога-психолога);
- принять дополнительные меры по повышению заработной платы педагогического персонала организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сохранению прежней продолжительности их отпусков.

Минобрнауки России, Минтруда России и Пенсионному фонду РФ проработать вопросы:
- включения организаций психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним в «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой /в настоящее время - страховой/ пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей»;
- уравнивания условий пенсионного обеспечения педагогов-психологов с условиями для учителей и иных педагогических работников.
Министерству социальной политики и Минобразования Свердловской области:
- принять меры к соблюдению во всех детских домах и детских домах-интернатах Свердловской области п. 35 «Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481, предусматривающего численность детей в воспитательной группе не более 8 человек, а в возрасте до 4 лет - 6 человек;
- принять дополнительные меры по комплектованию педагогическим персоналом Екатеринбургского детского дома-интерната для детей с умственной отсталостью и ГКОУ Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Асбестовский детский дом»;
- в Екатеринбургском детском доме-интернате для детей с умственной отсталостью обеспечить замену ржавых канализационных труб (прежде всего, в санузле на 2 этаже), разбитого стекла в комн. 31, перегоревшей лампы и отремонтировать проседающий пол в комн. 20, в комн. 25 и в некоторых других комнатах заменить двери с острыми краями из металлических уголков, отремонтировать сломанные дверные ручки.

В части обеспечения прав воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и воспитательных колоний Совет рекомендует:
ФСИН России, Минобрнауки России и Комитету Государственной Думы ФС РФ по образованию рассмотреть вопрос внесения изменений в чч. 2 и 3 ст. 80 Федерального закона «Об образовании» в целях обеспечения несовершеннолетним гражданам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей, а также несовершеннолетним гражданам, отбывающим административный арест, равных с другими воспитанниками специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа условий для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Генпрокуратуре России, МВД России, ФСИН России и Минобрнауки России:
- проработать вопрос о возможности помещения в учебно-воспитательные специальные учреждения закрытого типа также и детей, совершивших более тяжкие преступления (вместо существующего в настоящее время их помещения в колонии), поскольку прибывшие из колоний несовершеннолетние преступники сильно портят атмосферу в учреждениях данного вида и аналогичных им учреждениях;
- безотлагательно принять исчерпывающие меры к раздельному содержанию в следственных изоляторах, конвойных помещениях судов, а также к раздельной перевозке взрослых правонарушителей и детей, чтобы ни в коем случае не допускать их совместного общения;
- принять дополнительные меры к исключению из общего доступа в интернете информации, провоцирующей у детей приверженность к криминальной субкультуре и асоциальному поведению (совместно с Роскомнадзором);

В части обеспечения прав бездомных Совет рекомендует:

Минтруду России и руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
-    проработать комплекс системных мер по стимулированию скорейшего трудоустройства бездомных людей с самого первого дня их принятия в Дом ночного пребывания, включая информирование о необходимости самостоятельных действий по поиску работы (и, возможно, с их отчетностью о предпринятых действиях по системе социального контракта),
-    рекомендовать изыскать возможность предоставления услуги «Социального такси» в подобных социальных учреждениях во всех субъектах Российской Федерации.

МВД России проработать комплекс системных мер по более активному содействию бездомным лицам в восстановлении (поиске) утраченных документов, удостоверяющих их личность и гражданство.

VI. По обеспечению прав детей, страдающих фенилкетонурией

Заболевание фенилкетонурией представляет собой нарушение работы печеночного фермента, необходимого, главным образом, для распада в организме человека незаменимой аминокислоты фенилаланина, поступающей с пищевым белком. Нарушение сопровождается накоплением фенилаланина и его токсических продуктов в крови и других тканях, что приводит к тяжелому поражению мозга, вплоть до олигофрении и идиотии. Даже недолгое токсическое воздействие может привести к тяжелым, зачастую, необратимым последствиям. Более того, избыток фенилаланина также может оказывать пагубное влияние на репродуктивную систему, опорно-двигательный аппарат, эндокринную и сердечно-сосудистую системы. В настоящее время заболевание считается неизлечимым.

У страдающего фенилкетонурией ребенка имеется стойкое нарушение функции фермента, обусловленное наследственным заболеванием; жизнедеятельность ограничена в связи с невозможностью принимать обычную пищу, полноценно посещать детский сад и школу; ребенок частично утратил способность к самообслуживанию в связи с необходимостью постоянного контроля за его питанием с применением вспомогательных средств (весов, таблиц состава продуктов, специальных расчетов). У детей, строго соблюдающих диету, принимающих лечебные смеси и имеющих на фоне этого стабильный, условно безопасный уровень фенилаланина в организме имеются стойкие выраженные, даже значительно выраженные нарушения эндокринной системы и метаболизма.
Лечение заключается в пожизненном соблюдении строжайшей диеты (исключаются мясные, молочные продукты, хлебобулочные и кондитерские изделия, рыба и морепродукты, макаронные изделия, крупы, орехи, яйца, бобовые и др.). Необходим регулярный прием специализированной лечебной аминокислотной смеси (4-5 и более раз в день) с резким и неприятным запахом и вкусом, а также постоянный анализ уровня фенилаланина в крови (в среднем один раз в две недели, а при пониженном или повышенном уровне значительно чаще). Покупать аминокислотную смесь большинство родителей не в состоянии. Стоимость смесей в розничной продаже составляет от 2.000 руб. и может достигать 7.000 руб. за одну упаковку. В месяц ребенку нужно от 5 до 12 и более упаковок, в зависимости от возраста, физиологических параметров, потребности в белке и др.

По действующему законодательству полноценная социальная защита детей, страдающих фенилкетонурией, возможна, прежде всего, через признание их детьми-инвалидами. До последнего времени инвалидность ребенку с фенилкетонурией (и некоторыми другими заболеваниями) устанавливалась на основании подтвержденного диагноза.

С введением в 2014 г. количественных характеристик при осуществлении медико-социальной экспертизы детям с фенилкетонурией стали массово отказывать в установлении инвалидности, что основано на применении «Классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. № 1024н.

В Совет поступили жалобы граждан на массовые отказы в присвоении (продлении) инвалидности их детям, страдающим фенилкетонурией.
Между тем, они имеют все условия присвоения инвалидности, предусмотренные пунктом 5 «Правил признания лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1996 г. 
№ 95, а именно:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Более того, именно несвоевременное присвоение детям с таким заболеванием инвалидности и ее установление лишь на поздней стадии заболевания приводит к уже необратимым изменениям и ограничениям в их жизнедеятельности, когда запоздалые меры реабилитации уже не могут корректировать состояние, поскольку эффективны лишь на ранней стадии заболевания.

Применение мер реабилитации и коррекция состояния являются одной из целей установления инвалидности с целью улучшения качества жизни ребенка, в связи с чем установление инвалидности и меры социальной поддержки для детей с такими заболеваниями жизненно необходимы в силу наличия диагноза по текущему состоянию, а не только по тяжким последствиям заболевания.

Без присвоения статуса инвалида сами дети их родители лишаются многих прав и социальных гарантий, предусмотренных семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в том числе:
- ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
- социальной пенсии и региональной доплаты к пенсии ребенку-инвалиду;
- получение набора социальных услуг в виде лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения;
- компенсацию расходов семьи на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов от социальной нормы;
- оплату проезда ребенка и сопровождающего междугородним транспортом к месту лечения и обратно;
- неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю одному из родителей;
- возможность ребенку лечиться в реабилитационных центрах, проводить реабилитационные мероприятия по лечению и профилактике сопутствующих заболеваний;
- небольшие налоговые льготы и др.

Поскольку степень ограничения жизнедеятельности детей, страдающий фенилкетонурией, требует серьезной системы мер реабилитации и огромных усилий родителей по поддержанию их здоровья, Совет рекомендует:
Минтруда России и Минздраву России усовершенствовать действующие критерии установления инвалидности, обеспечив своевременное присвоение инвалидности абсолютно всем детям, страдающим фенилкетонурией.

VII. По реализации права на свободу объединения, запрета дискриминации в сфере труда, обеспечения права работников на индексацию заработной платы и справедливую оценку вредных факторов на рабочих местах

Проблемы защиты трудовых прав работников в России обсуждались на нескольких специализированных мероприятиях, организованных по инициативе членов Совета.

По итогам состоявшегося в Екатеринбурге 28 марта 2016 г. круглого стола на тему: «Актуальные проблемы защиты трудовых прав и реализации социально-экономических интересов в Свердловской области», специального заседания Совета 18 апреля 2014 г. на тему: «О перспективах гражданского участия в защите трудовых прав граждан», а также текущих обсуждений с трудовыми коллективами и профсоюзами.

В части обеспечения соблюдения трудовых прав работников Совет предлагает:

Минтруда России и Комитету Государственной Думы ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов принять следующие меры:

Для повышения эффективности защиты работников от дискриминации в сфере труда необходимо:
а) законодательно регламентировать понятийный аппарат в сфере антидискриминационного регулирования. В частности:
- предусмотреть в Трудовом кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конкретные примеры действий, которые считаются дискриминационными,
- а также пересмотреть существующую систему регулирования судебного и внесудебного рассмотрения жалоб, связанных с дискриминацией в сфере труда. А именно: расширить круг органов, имеющих право рассматривать дела, связанные с дискриминацией; ввести специальные правовые нормы, регулирующие распределение обязанностей по доказыванию; разработать методические материалы для судов и иных правоприменителей. Подробные предложения по совершенствованию действующего антидискриминационного законодательства и практики его применения сформулированы в рекомендациях специального заседания Совета на тему: «О противодействии дискриминации в сфере труда» от 18 апреля 2014 г. -  http://president-sovet.ru/documents/read/443/. Совет напоминает о необходимости их реализации;

Для обеспеч