Выездное заседание Совета в Забайкальском крае

В поездке принимали участие глава СПЧ Михаил Федотов, члены Совета Андрей Бабушкин, Евгений Бобров, Елизавета Глинка, Ирина Киркора, Яна Лантратова, Владимир Ряховский, Сергей Цыпленков и Максим Шевченко, экологи-правозащитники и представители федеральных ведомств.

Общее

С 14 по 18 декабря 2015 года Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека провел выездное заседание в Забайкальском крае.

В поездке принимали участие глава СПЧ Михаил Федотов, члены Совета Андрей Бабушкин, Евгений Бобров, Елизавета Глинка, Ирина Киркора, Яна Лантратова, Владимир Ряховский, Сергей Цыпленков и Максим Шевченко, эксперты постоянной комиссии по экологическим правам Григорий Куксин и Михаил Крейндлин, экс-сенатор, статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Константин Добрынин, представители Следственного комитета Российской Федерации, МВД России, Минздрава России и Росздравнадзора, Минобрнауки России и Рособрнадзора, Минтруда России и Роструда, ФСИН России.

В течение двух дней, 15 и 16 декабря, и в рамках предварительной подготовки к заседанию с 23 по 27 ноября членами СПЧ посещались социальные объекты в разных районах и изучалась работа в регионе по профилактике отказов от новорожденных, семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа с кровными семьями, направленная на профилактику социального сиротств, работа с людьми с инвалидностью, с пожилыми людьми и психиатрическими больными, работа с зависимостями, работа по предотвращению рецидивов уголовных правонарушений, по разъяснению населению новейшего законодательства о реформе социальной сферы, здравоохранения и экологии.

В первый день работы участники заседания посетили читинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Апельсин", где были выявлены издевательства и возбужден целый ряд уголовных дел, центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД по Забайкальскому краю, социально-реабилитационный центр "Надежда", следственный изолятор № 1 и исправительную колонию № 5 УФСИН России по Забайкальскому краю, а также места подземных угольных пожаров, расположенных вблизи аэропорта и шоссе.

Социальные объекты инспектировали Михаил Федотов, Евгений Бобров, Елизавета Глинка, Ирина Киркора, Яна Лантратова и Максим Шевченко. Они беседовали с детьми, администрацией и сотрудниками учреждений, осматривали помещения, изучали условия проживания и питания, принципы воспитания юных граждан.

На объекты экологических нарушений - места горения угля на заброшенных карьерах - выезжал Владимир Ряховский. Совместно с экспертами постоянной комиссии по экологическим правам, представителями местных природоохранных организаций и руководителем угледобывающего предприятия он осмотрел точки возгорания и провалы земли близ них, отметив, что один из самых крупных участков огорожен предупреждающими знаками и лентами.

По словам местных жителей, добыча угля в данном месте была завершена еще в советские годы, однако земли не рекультивированы, остаточные залежи легко доступны и горение на них продолжается уже много лет, однако, медленно увеличивается в масштабах. С участков постоянно идет задымление, выбросы серы, загрязнение воздуха, проходящая в непосредственной близости трасса просела, рядом нефтебаза и аэропорт.

"Подземные пожары, как торфяные, так и угольные, выглядят безобидно и не представляют существенной угрозы до поры до времени. К сожалению, существует масса примеров, когда бездействие приводило к проблемам, вплоть до эвакуации населения,  - отмечал эксперт постоянной комиссии по экологическим правам Григорий Куксин. - Если пожар не тушить, то он может обрушить, например, автомобильную дорогу. Дым токсичен, выделяется много угарного газа и прочей органики. Если население и дальше будет этим дышать – полезного мало".

Причиной горения подземных слоев угля может быть самовозгорание, но глядя на эти точки, кажется, что причина в деятельности людей. Очень вероятно, что местные жители втайне ведут добычу ископаемого в личных целях: на заброшенных шахтах с остатками угля видны следы от шин автомобилей, на которых ночами могут вывозить материал, оставлены ведра и бытовый мусор. "Чернокопатели" могут специально поджигать уголь, чтобы он был мягким и незаледенелым.

В ходе посещения следственного изолятора № 1 Андрей Бабушкин и члены ОНК посетили камеры, в которых содержатся следственно-арестованные несовершеннолетние и женщины, а также карантинное отделение, комнаты краткосрочных свиданий, телефонных переговоров.

Участники делегации посетили самое крупное исправительное учреждение Забайкалья - ИК-5 строгого режима, где оценили бытовые условия в жилых отрядах для спецконтингента, посетили штрафной изолятор, побывали на производственных участках. Особое внимание было уделено оказанию квалифицированной медицинской помощи осужденным в краевой больнице № 1 со стационаром на 200 койко-мест.

В завершении посещений стали приемы по личным вопросам осужденных. Жалоб и заявлений на условия содержания со стороны спецконтингента не поступило.

Комментируя итоги дня, Бабушкин положительно оценил жизнедеятельность режимных учреждений и условия содержания спецконтингента, особо отметив оказываемую в учреждениях высококвалифицированную медицинскую помощь, в том числе в области предоставления стоматологических услуг.

Во второй половине дня члены Совета Андрей Бабушкин и Владимир Ряховский дали открытый урок для учащихся читинского техникума, в ходе которого были затронуты проблемы безработицы, деградации села, высокого уровня преступности, распространения среди молодежи криминальной субкультуры через рост так называемого движения "АУЕ", или "Арестантский устав един", участившихся задержках выплат пенсий и социальных пособий.

"Для нас было очень тревожным сигналом то, что, оказывается, в школах края есть такая мода - "АУЕ". Я надеюсь, что многие такого и не слышали никогда. Я, честно говоря, тоже никогда не слышал и не хотел бы слышать, потому что это позор. Эту моду надо искоренять самым решительным образом", - заявил позже председатель Совета,  а Андрей Бабушкин предложил региональным Министерству образования и науки, совместо с Минтрудом и УФСИН России по Забайкальскому краю рассмотреть возможность создания серии видеороликов с осужденными и демонстрацией их быта, свидетельствующих о том, что путь тюрьмы - не романтика, а трагедия, череда страшных жизненных обстоятельств.

Первыми впечатлениями от посещенных мест члены Совета доделились на встрече с и.о. председателя правительства Забайкальского края Алексеем Шеметовым, уполномоченным по правам человека в Забайкальском крае Николаем Каргиным, вице-премьером регионального правительства по социальным вопросам Сергеем Чабаном, представителями профильных министерств, силовых структур и других ведомств.

"У вас в Забайкалье слишком быстро бежит время. Нам не хватает. Мы угнаться не можем за тем, как бегут у вас часы. Мы это уже поняли. Мы начали сегодня работу в семь утра, а сейчас уже поздний вечер, - мы еще не закончили работу на сегодняшний день и неизвестно, когда закончим. Но у нас здесь есть еще трое суток. Как мы можем пройти мимо забастовки учителей? Это не одна из основных проблем. Это одна из горящих проблем. Просто она горит. И такие проблемы есть и в других регионах. Надо заниматься не тем, чтобы кричать: "Пожар", надо тушить этот пожар. Мы попробуем разобраться в причинах и помочь найти способы решения этой проблемы", - сказал Михаил Федотов.

В завершении дня члены Совета совместно с сотрудниками прокуратуры в Администрации Забайкалького края провели прием граждан. К правозащитникам смогли обратиться около ста читинцев и жителей Читинского района с жалобами на нарушения их прав на доступное жилье, льготы, волокиту и произвол в судебной системе.

В среду, 16 декабря, в программе заседания - посещения социальных объектов, детских домов, домов престарелых, мест принудительного содержания граждан в Чите, ее пригороде и городе Шилка.

Первая группа в составе председателя Совета Михаила Федотова и членов СПЧ Евгения Боброва, Елизаветы Глинки, Ирины Киркоры, Яны Лантратовой, Сергея Цыпленкова, экологов Григория Куксина и Михаила Крейндлина, экс-сенатора, статс-секретаря Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Константина Добрынина, представителей МВД, Генпрокуратуры,  следственного комитета, Минтруда, Минздрава и Минобнауки России посетила дом-интернат для престарелых и инвалидов в поселке Атамановка, места экологических нарушений, "детскую деревню" и соц.учреждения в городе Шилка, и провела там прием граждан.

Вторая группа, состоящая из членов Совета Андрея Бабушкина, Владимира Ряховского и председателя ОНК Забайкальского края Григория Родинова, встретилась с владельцем уникальной фермы, где работают только бывшие осжденные, посетила исправительную колонию № 7 в поселке Оловянный и дисциплинарный батальон для осужденных призывников в поселке Каштак.

17 декабря члены Совета совместно с полномочным представителем президента в СФО, представителями СК РФ, МВД России, Минздрава России, Рособрнадзора, Минтруда, Роструда, ФСИН России, Минприроды, Росприроднадзора, МЧС России, представителями органов государственной власти Забайкальского края, региональным уполномоченным по правам человека, членами Общественной палаты и ОНК Забайкальского края проведут итоговое заседание.

Представители федеральных и региональных профильных органов власти, психологи, общественники и волонтеры представили свое видение решения проблем сложившейся ситуации.

По мнению и.о. председателя правительства Забайкальского края Алексея Шеметова, социально-экономическое положение региона резко пошло на спад после того, как из Забайкалья была выведена армия.

"Я неоднократно говорил о том, что глубочайшей трагедией для Забайкальского края стало решение по выводу армии отсюда. Дело в том, что армия была мощнейшим генератором налоговых платежей и мощнейшим потребителем. Приняв государственное решение по выводу армии, государство не сделало никаких замещающих действий. Те последствия, которые мы сегодня обсуждаем в социальной сфере в том числе, — это проблема таких необдуманных решений", — сказал на заседании Шеметов.

По оценке многих специалистов, в том числе выступившей от лица читинских волонтеров координатора программ в регионе Союза добровольцев России, алкоголизация населения является одной из основных проблем края и чаще всего становится причиной изъятия детей и помещения их в сиротские учреждения с последующим лишением родительских прав их родителей, приводя к росту детских и подростковых суицидов и преступности (по численным показателям регион является первым в стране), потере нравственности и распространению криминальной субкультуры.

Недостаточную работу с кадрами в процессе реорганзации учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Забайкальском крае отметила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ирина Романова.

"Мы должны способствовать созданию всех условий для поддержки и понимания, зачем мы это делаем. Процесс реструктуризации организаций идет, и имеет положительные результаты, но вместе с тем показывает места, требующие тщательной проработки, в первую очередь в сфере квалификации кадров, чтобы каждый из сотрудников понимал, что ему нужно делать дальше", - заявитель представитель ведомства.

По словам главного детского психиатра Сибирского федерального округа Минздрава России, главного врача Новосибирского областного детского клинического психоневрологического диспансера Валентины Макашевой, при работе с детьми в социальных учреждениях Забайкальского края не хватает системности. Есть разные органы, занимающиееся трудоуством, социальной и психологической поддержкой, досугом детей, но практически они разобщены. В тоже время намного большее внимание следует уделять психическому здоровью детей и подростков.

Яна Лантратова рассказала о многочисленных фактах издевательств над детьми в детских домах и интернатах Читы, которые не прекратились даже после вмешательства правозащитников и следственных органов. На приеме граждан, состоявшемся в администрации края 16 декабря, к ней обратились с двумя жалобами на применение силы в отношении воспитанников детского дома.

Член Совета призвала развивать систему реабилитации детей, заявивших о нарушениях, чтобы им не мстили, не называли "стукачами", не оказывали давление старшие или сотрудники учреждений. Она также призвала органы власти взаимодействовать с волонтерами, так как только они, работая с детьми годами, могут быть "глазами и ушами" органов власти и информировать о проблемах и нарушениях.

Экологической тематике была посвещена вторая часть расширенного заседания. Председатель постоянной комиссии по экологическим правам Сергей Цыпленков и эксперты комиссии, специалисты по противопожарной работе Григорий Куксин и Михаил Крейндлин представили результаты мониторинга прироохранных проблем в Забайкальском крае.

О нарушениях прав граждан в местах принудительного содержания рассказал на заседании, с участием заместителя директора ФСИН России Валерия Максименко, член Совета, председатель постоянной комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы Андрей Бабушкин, а начальник УФСИН России по Забайкальскому краю сразу же прокомментировал рекомендации правозащитников по СИЗО № 1, ИК № 5 и ИК № 7.

Рекомендации

a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:111589:"

РЕКОМЕНДАЦИИ

Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

по итогам выездного заседания в Забайкальском крае

14 - 18 декабря 2015 г.

 

14 - 18 декабря 2015 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел выездное специальное заседание в Забайкальском крае. В ходе работы состоялось расширенное заседание Совета с участием руководства органов государственной власти и органов местного самоуправления Забайкальского края, представителей органов исполнительной власти и правоохранительных органов Российской Федерации, а также общественности.

В целях подготовки к выездному заседанию Советом 23 - 26 ноября 2015 г. была проведена предварительная работа по посещению социальных и образовательных учреждений Забайкальского края, экспертную помощь в которой оказывали члены Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.

В рамках выездного заседания члены Совета посетили ГПОУ «Читинское торгово-кулинарное училище», ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса», ГПОУ «Борзинский многопрофильный лицей», ГУСО «Борзинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Светлячок», ГУСО «Шерловогорский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Аквамарин», ГАУСО «Комплексный центр социальной защиты населения «Орловский», ГУСО «Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие», ГУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов» в пгт. Агинское, ГУСО «Дом-интернат для пожилых и инвалидов» в пгт. Агинское, ГУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Апельсин», ГАУСО «Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов», администрации Борзинского и Шилкинского районов и пгт. Агинское, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД по Забайкальскому краю, СУВСИГ УФМС по Забайкальскому краю, ФКУ СИЗО № 1, Исправительные колонии № 5 и № 7 УФСИН России по Забайкальскому краю, а также «горящие шахты» в окрестностях г. Чита и ряд других мест экологических правонарушений. Члены Совета также провели приемы граждан в гг. Чита, Борзя, Шилка, пгт. Агинское,
п. Оловянинское, с. Андронниково.

По итогам выездного заседания Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека принял настоящие Рекомендации.

 

I. Рекомендации по совершенствованию работы институтов гражданского общества в Забайкальском крае

В крае имеются общественные институты для построения системного взаимодействия между НКО, общественными активистами и органами власти и для содействия развитию гражданского общества: Общественная палата Забайкальского края и Уполномоченный по правам человека в Забайкальском крае, Уполномоченный по правам ребенка в Забайкальском крае, прекрасно развито волонтерское движение. Однако есть значительные и пока не реализованные возможности для совершенствования этой работы.

В этой связи рекомендуется:

- в целях информирования губернатора о положении дел в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, содействия разработке механизмов общественного контроля в указанной сфере создать Совет при губернаторе Забайкальского края по развитию гражданского общества и правам человека (учитывая наличие у него разных функций и целей деятельности по сравнению с краевой Общественной палатой);

- широкое привлечение наиболее активных представителей населения, прежде всего, активистов из числа волонтеров к деятельности по контролю за соблюдением социальных, экологических и других прав граждан;

-  предусмотреть меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, передачу им отдельных государственных полномочий в социальной сфере и участие в осуществлении государственной социальной политики.

 

II. Рекомендации по вопросам соблюдения социальных прав граждан, включая сирот и инвалидов

Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что гарантируется ст. 7 Конституции Российской Федерации.

В наибольшей поддержке нуждаются наименее социально защищенные категории населения. Это, прежде всего, сироты, инвалиды, пожилые и граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В рамках подготовки к выездному заседанию, а также в ходе заседания члены и специалисты Совета с участием руководителей министерств «социального блока», правоохранительных органов и волонтеров Забайкальского края посетили более 20 социальных, образовательных и пенитенциарных учреждений Забайкальского края, включая детские дома, дома-интернаты, реабилитационные центры и центр содержания несовершеннолетних правонарушителей, исправительные колонии и спецучреждение для временного содержания выдворяемых иностранных граждан, провели встречи с должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, а также приемы местных жителей.

Многими образовательными и социальными учреждениями Забайкальского края накоплен передовой опыт в воспитании детей и обслуживании социально незащищенных категорий населения, заслуживающий применения в других субъектах Российской Федерации и распространения на всю территорию страны.

Конкретные достижения, а также проблемы в деятельности указанных учреждений с рекомендациями Совета по их устранению изложены в приложении № 1 к настоящим Рекомендациям.

В сфере совершенствования государственной социальной политики и соблюдении социальных прав граждан, включая сирот, пожилых и инвалидов, Совет полагает необходимым дать следующие рекомендации:

 

1. В части профилактики насилия и преступности в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в образовательных учреждениях:

- создание и  развитие системы патриотического воспитания детей и молодежи в Забайкальском крае

По информации Правительства Забайкальского края в настоящее время численность молодежи Забайкальского края составляет 283 тыс. чел. При этом экспертами МВД и ФСБ признается отнесение 100 тыс. чел. к потенциально криминогенному контингенту, в том числе маргинализованным и асоциальным слоям населения (10% общей численности населения, 20% от трудоспособного населения, 30% от численности молодежи). Большинство этой социальной группы забайкальцев имеют возраст 18 - 25 лет, т.е. относятся к т.н. поколению Y. Учитывая данные проекта «Теория поколений в России», данное поколение является разрушителем социальных норм. Его историческим отражением в XX веке является поколение, совершившее революцию 1917 года и гражданскую войну 1917-22 гг.

По оценкам экспертов МВД России, в период до 2030 г. возможно наметить три вектора для данной социальной группы численностью 100 тыс. чел.:

- в организованные преступные группировки (10-15 тыс. чел.);

- в места отбытия наказаний (30-40 тыс. чел.);

- в бытовую криминализацию (45-50 тыс. чел.).

Таким образом, криминализация молодежной среды является одной из наиболее серьёзных проблем, представляющих угрозу национальной безопасности, социальному благополучию российского общества, его политической и социальной стабильности.

Важнейшим фактором, влияющим на уровень преступности в обществе, его морально-нравственное состояние, выступает распространение криминальной субкультуры (особенно в молодежной среде). Молодежь и подростки в силу возрастных психологических особенностей оказываются в наибольшей степени подвержены влиянию идеологии, норм и ценностей преступного мира, которые популяризируются в обществе, в том числе и благодаря обширной продукции кинематографа, музыки, средств массовой информации, романтизирующей и идеализирующей преступный мир и криминальный образ жизни.

Так, по данным Совета, в региональном сегменте социальной сети «Вконтакте» действует более 60 виртуальных тематических групп (свыше 1000 зарегистрированных участников), в которых ведется как прямая, так и опосредованная пропаганда уголовной романтики, «воровских» принципов и законов, дискредитируется деятельность правоохранительных органов и федеральной службы исполнения наказаний. Широкое распространение у пользователей социальных сетей, проживающих в Забайкальском крае, получил любительский сериал «Дети 90-х» (имеет постоянный канал на сервисе «YouTube», отдельные серии получают до 600 000 уникальных просмотров). Многосерийный короткометражный фильм снимался группой молодых людей, проживающих в г. Чита. Его основу составляют сюжетные линии сериала «Бригада», кинофильма «Бумер» и аналогичных проектов.

В Забайкальском крае выявлено многолетнее широкое распространение криминальной субкультуры «АУЕ», участники которой занимаются вербовкой детей в криминалитет и поборами с детей в учебных заведениях.

Учитывая стабильно высокий уровень преступности в Забайкальском крае, требуется принятие неотложных исчерпывающих мер по искоренению этого социального зла и привлечению к ответственности его участников и покровителей, в том числе и правоохранительными органами федерального уровня.

Признавая необходимость создания и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания детей и молодежи, а также законодательства в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации, повышения их роли в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, в том числе для снижения негативного влияния проблемы высокой криминализации региона на социально-экономическое положение в Забайкалье, Совет предлагает:

Министерству обороны Российской Федерации:

а) внести изменения в нормативную правовую базу в части создания благоприятных условий и снятия ряда существующих ограничений и административных барьеров для поступления детей из неблагополучных семей в Президентские кадетские училища, Кадетские корпуса, Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища;

б) приступить к реализации в Забайкальском крае пилотного проекта по созданию инновационной системы военно-патриотической подготовки молодежи в Российской Федерации, включающий в себя единый комплекс организаций:

- Всероссийский центр патриотического воспитания «Зарница»;

- Президентское кадетское училище;

- филиал военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот».

Правительству Забайкальского края:

- на основе Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ сформировать региональную систему общественного контроля за обеспечением прав воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др. учреждений (колледжей и пр.) стационарного проживания детей.

Правительству Российской Федерации проработать вопрос формирования таких региональных систем общественного контроля во всех субъектах Российской Федерации,

- нормативно обеспечить постоянный регламентированный доступ в детские социальные и образовательные учреждения активистов из числа волонтеров, а также родственников и близких проживающих в учреждениях детей,

- проводить регулярные проверки организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственными (включая правоохранительные) и муниципальными органами с участием представителей общественных организаций, а также последними – самостоятельно.

Генпрокуратуре России, ФСБ России, Следственному комитету Российской Федерации, МВД России, ФСИН России совместно с правоохранительными органами Забайкальского края принять неотложные исчерпывающие меры по искоренению криминальной субкультуры «АУЕ» и привлечению к ответственности ее участников и покровителей (как в Забайкальском крае, так и в других субъектах Российской Федерации). Наладить профилактическую работу по недопущению криминализации в молодежной среде.

МВД России и Следственному комитету России обеспечить своевременное и открытое расследование всех случаев насилия над детьми, проживающими в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением к ответственности виновных лиц.

Правительству Российской Федерации и Правительству Забайкальского края проработать следующие предложения, включая их нормативное обеспечение:

-   сохранение небольших детских домов (чем больше учреждение, тем сложнее им управлять и тем скорее там будут устанавливаться «тюремные» порядки, т.к. персонал хуже справляется с воспитанием большого количества детей. Кроме того, малые детские дома – это приближение к семейному воспитанию);

-   поддержание возможно большей и разнообразной занятости детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по направлениям: образование, спорт, творчество, ремесло (работа по дому и на сельхозпроизводстве в случае его наличия, кружки, творчество, ремесленничество, олимпиады, викторины, спортивные секции и соревнования и т.д.);

-   обеспечение постоянного повышения квалификации обслуживающего персонала и разработку методических пособий для него;

-   обеспечение для работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достойной их труда заработной платы с необходимой индексацией;

- активизация работы региональных уполномоченных по правам человека и правам ребенка по проблеме преодоления насилия в отношении детей в стационарных учреждениях;

- введение в штат социальных учреждений психологов и увеличение количества специалистов, занимающихся вопросами сопровождения приемных семей.

 

2. В части работы с приемными семьями:

Правительству Российской Федерации и Правительству Забайкальского края проработать следующие предложения, включая их нормативное обеспечение:

- установить систему повышения квалификации специалистов, занимающихся подготовкой приемных семей (изживание идеи генетической предрасположенности психологических и поведенческих проблем детей-сирот, знание процессов формирования привязанности и разных типов ее нарушения, понимание процессов переживания горя и т.д.);

-   совершенствовать профессиональную комплексную систему сопровождения для приемных семей, начиная с момента приема ребенка в семью и до его совершеннолетия, с особым вниманием к подростковому возрасту, т.к. именно на этот период приходится большое число «вторичных отказов»;

-   распространить практику психологического тестирования всех кандидатов в замещающие родители с целью отсева тех будущих приемных родителей, которые не готовы к приему детей-сирот и могут стать для них опасными в силу непроработанности собственных личностных проблем (сейчас орган опеки и попечительства может отказать им в выдаче заключения лишь по формальным критериям);

-   обеспечить возможность требовать от мужа или гражданского мужа женщины прохождения школы приемных родителей, чтобы избежать случаев жестокого обращения с его стороны (сейчас от супруга не требуется никаких документов, кроме письменного согласия на прием ребенка в семью в том случае, если мужчина официально зарегистрирован в данном жилом помещении; поэтому зафиксировано много случаев, когда со стороны мужчины допускается физическое насилие по отношению к ребенку);

- при усыновлении в семью проводить необходимые проверки в отношении совместно проживающего супруга вне зависимости от наличия у него официально зарегистрированного брака.

 

3. В части работы с кровными семьями:

Правительству Российской Федерации:

- обеспечить наличие профессиональной комплексной системы сопровождения семей (прежде всего, неблагополучных), способной реализовывать планы по работе с семьей, включающие в себя все возможные виды необходимой помощи (продуктовая, вещевая, юридическая, ремонт помещений, психологическая, лечение от зависимостей и реабилитация);

- обеспечить наличие эффективной системы профилактики зависимостей (сеть реабилитационных центров, пропаганда здорового образа жизни, психологические тренинги в учебных заведениях и др.);

- рассмотреть возможность повышения размеров существующих детских пособий, пособий по уходу за ребенком-инвалидом и др.

 

4. В части работы с приемными (опекунскими) и кровными семьями:

Правительству Российской Федерации концептуально переформатировать работу органов и учреждений социальной сферы на более полное и качественное содействие в предоставлении родителям (лицам, их заменяющим) медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), на основе опыта пилотных регионов: Астраханской, Калужской, Новгородской, Псковской, Тверской областей и г. Москва.

 

5. В части общих проблем сиротства и связанных с ним:

Правительству Российской Федерации проработать возможность создания единой базы данных о семьях, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации, обеспечив конфиденциальность информации в ней и установив административную ответственность за нарушение конфиденциальности.

Правительству Забайкальского края рассмотреть вопросы:

- разработки и принятия региональной программы деинститутуализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассчитанной на три года;

- подготовки для всех организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории края, дорожные карты реорганизации и приведения их деятельности в соответствие с Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481;

- разработки и внедрения во всех организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, программ психологической помощи детям-сиротам, устроенным в организации для детей-сирот после отмены усыновления (удочерения) или опеки и попечительства (вторичные возвраты);

- сохранения жителям местностей, приравненных к Крайнему Северу, доплаты за условия труда (северной) в размере 20 %,

- изыскания возможности принятия дополнительных мер к снижению безработицы, содействию в трудоустройстве, особенно для социально незащищенных групп населения (одинокие матери с маленькими детьми или многодетные, семьи, воспитывающие ребенка с инвалидностью и т.д.), разработки дополнительной поддержки таких семей при поиске рабочих мест, в том числе – обеспечению надомной работой.

 

6. В части проблем сирот:

Установленный в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» запрет на привлечение несовершеннолетних к труду делает невозможным решение таких задач, как формирование у несовершеннолетних способностей к труду и жизни в условиях современного мира, овладение навыками физического труда, что не согласуется с Семейным кодексом Российской Федерации и Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481. Указанный запрет не способствует благополучной организации деятельности учреждений для детей-сирот по принципу семейного воспитания.

Правительству Российской Федерации предлагается рассмотреть вопрос разработки проекта Федерального закона «О внесении изменения в часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дополнения нормы, устанавливающей запрет на привлечение обучающихся без их согласия, и несовершеннолетних, обучающихся без согласия их родителей (законных представителей), к труду, не предусмотренному образовательной программой. Предлагается предусмотреть возможность привлечения обучающихся к труду при условии, что труд будет легким, не будет причинять вред здоровью и нравственному развитию обучающегося, не будет причинять ущерб освоению образовательной программы. В проектируемых изменениях следует предусмотреть положение о том, что отказ от труда не может быть основанием для применения к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания или дисциплинарного воздействия.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

- возвратиться к доработке и скорейшему принятию проекта Федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание» (законопроект № 649934-6);

- возвратиться к рассмотрению проекта Федерального закона «Об общественном контроле в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (законопроект № 3138-6, подготовленному Советом и внесенному в Государственную Думу ФС РФ Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в 2011 г.).

Правительству Российской Федерации:

- проработать вопрос законодательного обеспечения создания в России профессионального института приемной семьи для поддержки сирот, престарелых и инвалидов;

- проработать вопрос оптимизации существующих льгот сирот в целях изначального формирования у них мотивации приобретения навыков самостоятельного обслуживания и обустройства, не допуская стремления сирот и их родителя (опекуна) к иждивенчеству и неправомерным действиям вследствие возможных изъянов в законодательстве;

- в целях профилактики житейской неприспособленности и иждивенчества сирот разработать стандарты воспитания сирот с использованием системных элементов «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко (разновозрастные небольшие группы, авторитет коллектива и его члена и др.);

- сделать систему социализации такой, чтобы с возможно более ранней стадии привить сироте интерес к секциям, спорту, ремеслу и иному разнообразному творчеству, полной созидательной самореализации;

- развивать систему постинтернатного сопровождения и сопровождаемого проживания выпускников детских домов в жилых помещениях специализированного жилищного фонда в социальной среде;

- рассмотреть вопрос установления минимальной нормы и стоимости питания детей в образовательных учреждениях для всех субъектов Российской Федерации.

Минобрнауки России проработать вопросы:

- оптимизации льгот сиротам при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения и стимулирования их активности в успешной учебе, а также способы и условия отчисления из образовательных учреждений сирот, систематически не желающих учиться, включая организовавших самостоятельную личную жизнь;

- нормативного обеспечения необходимости формирования у сирот навыков самообслуживания, трудоустройства, повышения уровня образования и квалификации;

-  ужесточения условий пользования сиротами предоставленным им жильем, чтобы условием его сохранения было, по крайней мере, поддержание жилья в надлежащих условиях и оплата жилищно-коммунальных услуг, с более жесткой регламентацией недопустимости его поднайма и ответственности за нарушение данных требований (совместно с Минстроем России);

- обеспечения быта и отдыха сирот во время каникул, т.к. детские учреждения отказываются их брать на лето,

- организации летнего выездного отдыха сирот и его нормативного обеспечения;

- введения для детей-сирот обязательной отработки в организации в течение определенного периода времени после окончания их обучения (например, в течение 1 года) (совместно с Минтруда России);

- обеспечить обязательное наличие по возможности бесплатных спортивных и творческих секций детям дошкольного и школьного возраста во всех образовательных учреждениях;

- в воспитании представителей коренных народов использовать присущие их культуре национальные компоненты.

Минтруда России  совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос увеличения социальных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ФНС России рассмотреть вопрос уменьшения налога на прибыль с коммерческой деятельности социальных учреждений по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (составляющего сейчас около 30 %),

Правительству Забайкальского края повысить нормы питания детей и детей-сирот в образовательных учреждениях (составляющие в Забайкальском крае всего соответственно по 20 и по 100 руб. в день).

Предложить прокуратуре Забайкальского края обобщить практику применения краевого закона «О квотировании рабочих мест среди несовершеннолетних» и дать предложения по разработке аналогичного закона на федеральном уровне.

 

7. В части профилактики алкоголизации и наркомании населения:

Минтруда России рассмотреть вопрос разработки системы мер:

- по предоставлению родителям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и состоянии социальной исключенности, немедленной и всесторонней помощи в трудоустройстве;

- дополнительного стимулирования к трудоустройству безработных лиц, лишенных родительских прав;

- возможности экстренного кодирования с немедленным трудоустройством родителя, попавшего в алкогольную или наркотическую зависимость;

- включения в образовательный стандарт по Основам безопасности в жизнедеятельности вопросов противодействия и профилактики алкоголизации, наркомании и табакокурения (совместно с Минздравом России).

 

8. В части профилактики социального неблагополучия, исключенности и проблем родителей:

Предусмотренное Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установление мер взыскания в виде сообщения родителям или иным законным представителям о нарушении установленного порядка содержания в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа не способствует укреплению семьи, построению семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения. В связи с исключением несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа несовершеннолетний лишается возможности на социализацию и адаптацию, таким образом, государство отказывается от решения проблем несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

В этой связи Совет считает возможным рекомендовать:

Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос разработки проекта Федерального закона «О признании утратившими силу абзаца 2 и 3 пункта 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Минтруда России рассмотреть возможность принятия системных мер по организации новых рабочих мест, особенно в сельской местности, и принятию реальных мер по повышению уровня благосостояния населения, т.к. численность сельского населения неуклонно падает,

Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- принять исчерпывающие меры по ликвидации очередности в детские дошкольные и школьные учреждения,

- оценить эффективность предусмотренной Семейным кодексом Российской Федерации ответственности родителей за качество воспитания детей

 

9. В части проблем детских образовательных учреждений, органов опеки, здравоохранения и полиции:

а) В Федеральном законе от 24.06.99 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отсутствуют правовые нормы, регулирующие порядок осуществления координационной деятельности комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также не регламентирован механизм взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с органами государственной власти и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

В связи с этим Совет рекомендует:

Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которым предусмотреть введение отдельной главы, регламентирующей порядок осуществления координационной деятельности комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. В проектируемой главе определить направления, формы и содержание координационной деятельности;

б) В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» постановления  комиссии по делам несовершеннолетних являются обязательными для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Одновременно в законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, обеспечивающие постановления комиссии по делам несовершеннолетних силой государственного принуждения.

В связи с этим Правительству Российской Федерации предлагается рассмотреть вопрос разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части установления административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Минобрнауки России:

- обеспечить повышение квалификации всех специалистов органов опеки и попечительства в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», утвержденного приказом Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 680н;

- внести изменения в законодательство с целью более качественной проверки претендентов на замещение должностей работников в сфере образования на профессиональную пригодность с помощью первоначального психологического отбора, включающего в себя метод собеседования с претендентом и ряд психодиагностических методик с целью изучения индивидуально-психологических особенностей личности, выявления факторов агрессивности, а также наличия качеств, необходимых для работы с детьми;

- установить и постоянно совершенствовать систему контроля уровня профессиональной подготовки сотрудников социальных учреждений по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей (совместно с Минтруда России);

- проработать вопрос нормативного обеспечения проектирования в бюджете организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежных средств на повышение квалификации преподавателей;

- проработать вопрос возвращения ранее существовавшего срока обучения по программам начального профессионального образования (НПО) вместо 3 до 2,5 лет;

- возвратить педагогам ранее существовавший размер стимулирующих выплат в связи с объемом выполняемой работы в 30 % вместо существующих 5 %.

Правительству Забайкальского края:

- проанализировать опыт межведомственной рабочей группы по взаимодействию в сфере защиты прав детей, созданной при Администрации Борзинского района, и в случае признания его успешным создать аналогичные межведомственные рабочие группы в других муниципальных образованиях, включив в их состав волонтеров, с общим ведомственным и методическим контролем со стороны профильных краевых министерств, прокуратуры и следственного комитета;

- обеспечить выполнение требований «Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481, прежде всего, в части формирования групп детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не более чем по 8 человек;

- при принятии решений о реорганизации организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей более тщательно исследовать наличие условий для реорганизации, включая оснащение учреждений необходимым оборудованием, совместимость детей разных категорий и возрастов, наличие в педагогическом коллективе необходимых специалистов, их квалификацию и др. Не объединять большое количество детей с девиантным поведением в одном месте, поскольку это создает условия для быстрого формирования криминальной субкультуры и подростковых банд, отношения в которых основаны на «праве сильного». В этом случае воспитатели, не имея рычагов для воздействия на детей, также прибегают к насилию как форме контроля и управления воспитанниками;

- практиковать в детских учреждениях на системной основе встречи с людьми, пользующимися в обществе заслуженным авторитетом: ветеранами, спортсменами, артистами, представителями органов власти, полиции, МЧС, врачами, творческой интеллигенцией и др. признанными специалистами;

- проводить конкурс среди детдомов на лучшую организацию работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;

- обеспечить выплату задолженности по стипендиям учащимся;

- принять меры к восстановлению клубных учреждений в сельских населенных пунктах и районных центрах края (например, в
г. Краснокаменске закрыли музей и вместо него создали ночной клуб);

- оказать по возможности грантовую поддержку Общественному фонду «Возвращение» (учредитель – В.М. Рудый), который в 140 км от
г. Чита создал реабилитационное хозяйство, в котором трудоустраиваются и живут бывшие осужденные, утратившие социально-полезные связи. До недавнего времени фонд принимал до 36 человек в месяц. В настоящее  время в общежитии фонда живет 12 человек, построено 6 домиков на 4 человека каждый, имеется столовая, в хозяйстве фонда - 70 лошадей, 50 коров. Проживающие в хозяйстве занимаются ловлей рыбы, часть продукции реализуется. Данная реабилитационная структура является уникальной для Забайкальского края.

Минобрнауки России и Минтруда России:

- проработать вопрос нормативного обеспечения деятельности региональных и муниципальных межведомственных рабочих групп по взаимодействию в сфере защиты прав детей;

- разработать методические рекомендации для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных, прежде всего, в небольших сельских поселениях;

- принять меры к обеспечению контроля со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации за исполнением организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требований «Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей,

Дополнительно

ПУБЛИКАЦИИ О ЗАСЕДАНИИ В СМИ