Обращения и ответы

Отзывы на Рекомендации Совета по итогам спецзаседания "Гражданское участие в мониторинге избирательного процесса"

Рекомендации_выборы.pdf посмотреть 238 КБ

Ответ Следственного комитета

Письмо Минюста России с информацией ЦИК

Письмо Минюста России об Ассоциации "Голос"

Отзыв ЦИК России

Советнику Президента Российской Федерации -Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
М.А. Федотову


Уважаемый Михаил Александрович!


В ответ на Ваше письмо исх. № А4-9-1930 от 29 июня 2016 года направляем Вам информацию о результатах рассмотрения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации Рекомендаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, по итогам 48-го специального заседания на тему: «Гражданское участие в мониторинге избирательного процесса» (далее -Рекомендации).

По тексту Рекомендаций считаем необходимым отметить следующее.

1. По вопросу об установке камер видеонаблюдения на избирательных участках:

В целях обеспечения максимальной открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий на выборах в единый день голосования 18 сентября 2016 года на избирательных участках планируется использование средств видеонаблюдения и трансляции изображения в сети «Интернет».

В частности, планируется:

использование средств видеонаблюдения и трансляции изображения в сети «Интернет» - в шести субъектах Российской Федерации (Пермский край, Московская, Ростовская, Самарская области, город Москва, город Санкт-Петербург);

использование средств видеонаблюдения без трансляции изображения с функцией хранения видеозаписи - в десяти субъектах Российской Федерации (Республика Ингушетия, Республика Карелия, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Ленинградская область, Костромская область, Ярославская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).

2. По вопросу о нормативных актах, инструкциях, рекомендациях по имеющемуся перечню вопросов:

2.1. Сообщаем, что вопросы содержания сведений, указанных в подписных листах, порядка представления и проверки подписных листов, оснований для признания подписей избирателей недействительными затронуты в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации [1].

Кроме того, в развитие правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 октября 2010 года № 1426-0-0, применительно к вопросу о том, в каком объеме в подписном листе должны быть указаны сведения об адресе места жительства избирателя, подпункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основных гарантиях) получил соответствующее толкование и со стороны Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Указанные позиции, изложенные в решениях высших судов, неукоснительно соблюдаются избирательными комиссиями в их деятельности, а также учитываются при разработке и принятии соответствующих нормативных актов, в том числе ЦИК России.

Так постановлением ЦИК России от 22 июня 2016 года № 13/108-7 утвержден Порядок приема подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки. Постановлением ЦИК России от 22 июня 2016 года № 13/109-7 утвержден Порядок приема окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки.
Данные документы предусматривают проверку достоверности сведений, указанных избирателями в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, с использованием подсистемы «Регистр избирателей, участников референдума» ГАС «Выборы» (далее - Регистр).

Запрос в орган регистрационного учета для получения официальной справки о достоверности сведений направляется только в случае расхождения сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах и Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателях, указанных в подписных листах.

Также недопустимо направление в органы регистрационного учета сведений об избирателях без предварительной проверки через Регистр.

Кроме того, вышеупомянутые документы предусматривают возможность уточнения читаемых неоднозначно сведений, указанных избирателями в подписных листах, у присутствующего при проведении проверки уполномоченного представителя или доверенного лица политической партии, представившей документы для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов, либо у присутствующего при проведении проверки подписей избирателей кандидата, его уполномоченного представителя, доверенного лица либо иного лица, направленного кандидатом. При этом любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи.

2.2. В соответствии с пунктом 8 статьи 56 Федерального закона об основных гарантиях в случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2 - 6, 8 и 10 статьи 54 Федерального закона об основных гарантиях, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания установленного Федеральным законом об основных гарантиях порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, редакции сетевого издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положения данной нормы более подробно раскрыты в письме ЦИК России от 5 июня 2006 года № 01-23/1572 «О пресечении незаконной агитационной деятельности и изъятии незаконных агитационных материалов».

Таким образом, изъятие правоохранительными органами незаконных печатных агитационных материалов возможно не иначе как при наличии соответствующего решения избирательной комиссии, а изъятие тиража (части тиража) периодического печатного издания, арест тиража в помещении редакции средства массовой информации без его изъятия -только при наличии соответствующего решения суда.

При этом избирательные комиссии осуществляют учет законных агитационных материалов, представляемых в соответствии со статьей 54 Федерального закона об основных гарантиях, с помощью задачи «Агитация» подсистемы автоматизации избирательных процессов ГАС «Выборы» и при принятии решений используют соответствующую базу данных, что автоматически исключает возможность признания незаконным агитационного материала, изготовленного с учетом требования законодательства о выборах Российской Федерации и представленного в соответствующую избирательную комиссию до начала распространения.
Кроме того, с учетом уже имеющейся на официальном сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет) информации, в соответствии с отзывом МВД России на Рекомендации Совета МВД России разработаны и направлены в территориальные органы соответствующие методические рекомендации для изучения и использования в практической деятельности.

2.3. В настоящее время ЦИК России совместно с представителями ряда общественных организаций ведется работа по подготовке памятки для сотрудников полиции, в которой планируется отразить обозначенные вопросы. Также ведется подготовка новой редакции учебного фильма «Взаимодействие избирательных комиссий с правоохранительными органами в обеспечении избирательных прав граждан».

2.4. В соответствии со статьей 30 Федерального закона об основных гарантиях, статьей 32, частью 3 статьи 35 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о выборах депутатов) по итогам обсуждения с экспертным и профессиональным сообществом ЦИК России постановлением от 11 июля 2016 года № 18/134-7 утвердила Порядок аккредитации представителей средств массовой информации для присутствия в помещениях для голосования и при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума на выборах, референдумах, проводимых 18 сентября 2016 года (далее - Порядок).

В принятом с учетом предложений экспертов и профессионального сообщества Порядке максимально учтены положения пункта 2.4 Рекомендаций. При разработке данного документа Центральная избирательная комиссия Российской Федерации руководствовалась положениями законодательства о выборах Российской Федерации и положениями Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» в равной степени.

2.5. Право наблюдателя оставаться на избирательном участке до вступившего в законную силу судебного решения о его удалении прямо предусмотрено в пункте 12 статьи 64 Федерального закона об основных гарантиях. При этом согласно данной норме исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы, а не участковая избирательная комиссия.

В связи с этим представляется целесообразным отразить данный вопрос в ранее упомянутых методических рекомендациях МВД России для территориальных органов.

2.6. Вопрос о порядке рассмотрения и расследования заявлений о фальсификациях и других грубых нарушениях прав граждан в соответствии со статьей 21 Федерального закона об основных гарантиях не входит в компетенцию ЦИК России. Данный вопрос относится к компетенции правоохранительных органов.

3. По вопросу формирования и изменения составов избирательных комиссий:

В июне-августе 2016 года истекают полномочия избирательных комиссий 55 субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» сроки полномочий данных избирательных комиссий субъектов Российской Федерации продлеваются до окончания избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и избирательных комиссий иных уровней будет осуществляться в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона об основных гарантиях, в том числе, на основе предложений политических партий и иных общественных объединений.

4. По вопросу об установлении контакта с общественными объединениями, занимающимися наблюдением на выборах:

ЦИК России выражает готовность к дальнейшему взаимодействию с Советом как по уже имеющимся направлениям деятельности, так и по иным проблемным вопросам, которые могут возникнуть в ходе организации и подготовки к выборам, в том числе, к единому дню голосования 18 сентября 2016 года.

ЦИК России также открыта для диалога с профильными общественными организациями, занимающимися наблюдением на выборах.

5. По вопросу оказания содействия работе мобильных мониторинговых групп:

Вопрос о правовом статусе мобильных мониторинговых групп находится на изучении в ЦИК России. Выражаем надежду на плодотворную работу указанных групп с учетом того, что одной из основных целей их работы декларируется урегулирование возможных конфликтов между участниками избирательного процесса. В свою очередь сообщаем, что избирательные комиссии не препятствуют работе мобильных мониторинговых групп, проводимой в рамках действующего законодательства Российской Федерации о выборах.

Кроме того, сообщаем о готовности ЦИК России представить Совету информацию о международных наблюдателях, аккредитованных в соответствующем порядке на выборах в единый день голосования 18 сентября 2016 года.

6. По вопросу о направлении в Конституционный Суд Российской Федерации запросов о конституционности недавно принятых норм федеральных законов:

Сообщаем, что по указанным в пункте 6 Рекомендаций запросам Конституционным Судом Российской Федерации вынесены соответствующие определения.

В частности:
- по запросу группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о проверке конституционности положений статьи 30 Федерального закона об основных гарантиях и статей 32 и 35 Федерального закона о выборах депутатов - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2016 года № 1358-0;
- по запросу группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о проверке конституционности пункта 1 статьи 30 Федерального закона об основных гарантиях - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2016 года № 1422-0.

Указанными определениями соответствующие запросы были признаны не подлежащими дальнейшему рассмотрению.

 

Э.А. Памфилова
 


1.  Определение КС РФ от 10 февраля 2016 года № 216-0, определение КС РФ от 10 марта 2016 года № 451 -О, определение КС РФ от 3 июля 2014 года № 1483-0, определение КС РФ от 22 ноября 2012 года № 2212-0, определение КС РФ от 7 февраля 2012 года № 252-0-0, определение КС РФ от 19 октября 2010 года № 1426-0-0, определение КС РФ от 6 июля 2010 года № 1087-О-О и др.

Отзыв уполномоченного по правам человека в Московской области

Отзыв МВД России