Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Рекомендации по итогам специального заседания Совета "О перспективах гражданского участия в защите трудовых прав граждан"

Загрузить (233,10 КБ)


Загрузить (160,05 КБ)


Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
«О противодействии дискриминации в сфере труда»


Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на своем специальном заседании 18 апреля 2014 года по теме «О перспективах гражданского участия в защите трудовых прав граждан» обсудил вопрос о противодействии дискриминации в сфере трудовых отношений. Были заслушаны доклады руководителей Министерства труда Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, членов Постоянной комиссии по трудовым правам и социальному партнерству, выступления депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, других государственных органов, Конфедерации труда России, а также экспертов и гражданских активистов. Результатом дискуссии и предшествовавшей ей аналитической работы стали настоящие Рекомендации, в которых Совет констатирует следующее.
Запрет дискриминации в области труда и занятий — это один из четырех основополагающих принципов Международной организации труда, соблюдение которых, согласно Декларации МОТ 1998 года, обязательно для всех государств-членов Организации вне зависимости от факта ратификации конкретных конвенций по этому поводу. На международном уровне этому принципу посвящено огромное количество правовых актов, начиная со статьи 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Запрет дискриминации — это один из важнейших институтов современного международного трудового права.
В современном российском законодательстве проблеме дискриминации в целом и дискриминации в сфере труда в частности также посвящено немало норм. Общий запрет дискриминации закреплен в КоАП РФ (статья 5.62) и в УК РФ (статья 136), в ТК РФ закреплен принцип запрета дискриминации (статьи 2, 3), специальные нормы устанавливают запрет дискриминации при заключении трудового договора (статья 64 ТК РФ) и при оплате труда (статья 132 ТК РФ).
Однако, несмотря на наличие указанных правовых норм, лица, подвергающиеся дискриминации в трудовых отношениях, сталкиваются с большими сложностями при обращении за защитой от дискриминационных действий.
Российские работники часто сталкиваются с дискриминацией по возрасту (лицам после 40 отказывают в приеме на работу, при достижении работником пенсионного возраста его заставляют вносить в договор условие о сроке и т.п.), по признаку пола (дискриминационные действия обычно направлены на женщин в детородном возрасте или имеющих детей), по признаку членства в профсоюзе (работодатели увольняют профсоюзных активистов в связи с их профсоюзной деятельностью или оказывают давление в иных формах).
Распространенная причина дискриминации российских работников — это попытка защищать свои права, поэтому специального регулирования заслуживает защита от виктимизации, т.е. увольнения или иных репрессивных действий работодателя в отношении работников, которые подали жалобу или иск в отношении работодателя. Европейский комитет по социальным правам отмечает, что работники, которые пытаются отстоять свое право на равное обращение, должны быть защищены не только от увольнения, но и от понижения в должности, изменения условий труда и т.д.
Главными проблемами, препятствующими эффективной защите от дискриминации в трудовых отношениях, являются следующие:
• Отсутствует понимание того, что такое дискриминация, чем она отличается от нарушения прав; содержащиеся в законодательстве определения дискриминации являются неполными и не раскрывают суть указанного принципа правового регулирования, не проводят разграничения между прямой и косвенной дискриминацией; не обозначают (за несколькими исключениями) конкретные формы поведения, которые являются дискриминационными;
• После внесения изменений в ТК РФ Федеральным законом № 90-ФЗ от 30 июня 2006 года рассмотрение дел, связанных с дискриминацией, было отнесено исключительно к судебной подведомственности. Такое регулирование существенно снижает возможности работников, подвергшихся дискриминации, защищать свои права;
• Суды при рассмотрении требований о защите от дискриминации обычно не достаточно хорошо представляют себе круг юридически-значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию сторонами, при наличии которых факт дискриминации можно было бы считать установленным;
• У правоприменительных органов отсутствует понимание того, каким образом распределяется бремя доказывания между сторонами при рассмотрении дел о защите от дискриминации; специальные нормы в отношении бремени доказывания по делам этой категории в законодательстве отсутствуют;

• Нет однозначного регулирования того, какие правовые последствия влечет за собой установление в судебном заседании факта дискриминации.
Для решения перечисленных проблем Совет рекомендует предпринять следующее:
1) Разработать и закрепить в законодательстве полное определение дискриминации, урегулировать на основании норм международного права и с использованием опыта зарубежных стран более широкий круг вопросов, касающихся отдельных видов и проявлений дискриминации. Четко закрепить в Трудовом кодексе РФ понятия прямой и косвенной дискриминации. Под прямой дискриминацией следует понимать поведение работодателя, при котором он обращается с работником или кандидатом на трудоустройство менее, либо более благоприятно по причинам, не связанным с качеством и объемом выполняемых этим работником трудовых обязанностей, за исключением случаев, прямо предусмотренных в Трудовом кодексе РФ, иных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Под косвенной дискриминацией следует понимать осуществление внешне нейтральных действий, которые по своим последствиям приводят к неблагоприятным последствиям для работников, в частности, определенного пола, если это прямо не связано с потребностями хозяйственной деятельности работодателя;
2) Установить в законодательстве прямой запрет виктимизации — увольнения или иного ухудшения положения работника в связи с его попытками защитить свои права;
3) Расширить круг органов, имеющих право рассматривать дела, связанные с дискриминацией. В частности, возможным вариантом такого расширения является возвращение Государственной инспекции труда полномочий по рассмотрению жалоб на дискриминацию в трудовых отношениях. Представляется необходимым разработать концепцию создания специализированного органа, курирующего вопросы обеспечения равноправия и борьбы с дискриминацией;
4) Ввести специальные нормы, регулирующие распределение обязанностей по доказыванию. Представляется необходимым законодательное закрепление облегчения доказывания по делам, связанным с дискриминацией. Облегчение доказывания возможно через расширение возможности использования аудио- и видеозаписи (путем внесения изменений в ГПК РФ или ТК РФ, позволяющих по этой категории дел использовать аудио- и видеозаписи, полученные без согласия и уведомления другой стороны, в качестве допустимого доказательства), закрепление возможности использования в качестве доказательств статистических данных, сопоставлений с работниками других работодателей и др. Применительно к трудовым правоотношениям это возможно путем внесения соответствующих изменений в ТК РФ, в главу 60 «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров»;
5) Предусмотреть в законодательстве (УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ) конкретные примеры действий, которые считаются дискриминационными. В качестве образца могут быть использованы конкретные примеры дискриминационных действий, закрепленные в статье 9 Директивы 2006/54/ЕС. Этот перечень должен быть дополнен и доработан с учетом российской практики;
6) Разработать методические материалы для судей по вопросам рассмотрения дел о защите от дискриминации; отразить в указанных материалах, что наличие или отсутствие дискриминационного мотива может быть установлено только у конкретных физических лиц, действовавших в трудовых отношениях в качестве представителей работодателя юридического лица;
7) Внести в ТК РФ (в частности, в статью 64) норму, устанавливающую, что отказ в приеме на работу соискателю лицом, которому поручается ведение переговоров о приеме на работу, приравнивается к отказу работодателя, в т.ч. в тех случаях, когда такие лица не наделены правом заключения трудового договора;
8) Закрепить обязанность правоприменительных органов по делам, в которых установлены факты дискриминации, взыскивать с нарушителя компенсацию морального вреда в крупных суммах, ориентируясь на подходы в законодательстве зарубежных стран, предусматривающие взыскание компенсаций в фиксированном крупном размере или в значительном размере без установления максимального предела в пользу потерпевшего;
9) Устранить необоснованную дифференциацию правовых статусов различных категорий работников в трудовых отношениях, в частности, путем внесения изменений в действующее законодательство (часть 4 статьи 261 ТК РФ в части предоставления различной защиты от увольнения для мужчин и женщин с детьми, статья 70 ТК РФ в части запрета устанавливать испытательный срок для беременных женщин);
10) Восполнить пробелы действующего законодательства в части особенностей регулирования труда отдельных категорий работников, оптимизировать систему гарантий, предоставляемых отдельным категориям работников. В настоящее время в законодательстве отсутствует эффективная система обеспечения сохранности трудовых отношений с профсоюзными представителями. Работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным    от    основной    работы,    должна    быть    предоставлена дополнительная защита от увольнения (статья 25 Федерального закона № 10-ФЗ). Вместе с тем, не все действующие гарантии, направленные на достижение равенства возможностей, служат поставленным целям, в частности некоторые из них создают избыточную нагрузку на работодателей и становятся мотивом для дискриминации (статья 13 Федерального закона № 255-ФЗ в части возложения обязанности по выплате страховых пособий на работодателя), некоторые воспринимаются как дискриминационные непосредственно целевой группой работников (Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162 в части закрепления перечня работ, на которых запрещен труд женщин), а некоторые порождают правовые коллизии и нуждаются в доработке (часть 3 статьи 256 ТК РФ в части двойного статуса работника в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком).
Совет полагает, что реализация предложенных мер может существенным образом стимулировать сокращение практики дискриминации граждан в сфере трудовых отношений.

 

 

Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
«О реализации права на свободу объединения в сфере труда»


Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на своем специальном заседании 18 апреля 2014 года по теме «О перспективах гражданского участия в защите трудовых прав граждан» обсудил вопрос о реализации права на свободу объединения в сфере трудовых отношений. Были заслушаны доклады руководителей Министерства труда Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, членов Постоянной комиссии по трудовым правам и социальному партнерству, выступления депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, других государственных органов, Конфедерации труда России, а также экспертов и гражданских активистов. Результатом дискуссии и предшествовавшей ей аналитической работы стали настоящие Рекомендации, в которых Совет констатирует следующее.
В январе 2013 года в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека был рассмотрен вопрос о выполнении Российской Федерацией рекомендаций, содержащихся в утвержденном Административным Советом Международной организации труда на 316-ой сессии в 2012 году Докладе Комитета по свободе объединения1 по делу № 2758. Соответствующий доклад был подготовлен по жалобе, поданной Конфедерацией труда России и Всероссийской конфедераций труда в отношении России в 2010
году.
Советом при Президенте было принято обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину от 28 января 2013 года в связи с рекомендациями Международной организации труда, в котором Совет просил Президента РФ дать распоряжения о незамедлительной разработке и реализации мероприятий по выполнению рекомендаций Комитета по свободе объединения и Административного Совета Международной организации труда.
Рассмотрение рекомендаций Административного Совета МОТ также осуществлялось на уровне Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). 31 июля 2013 года на заседании Рабочей группы № 6 Российской трехсторонней комиссии было принято решение предложить Минтруду России создать рабочую группу по анализу рекомендаций Административного Совета МОТ по жалобе № 2758, а также по ранее направленным в МОТ жалобам №№ 2216, 2251, и выработке предложений по совершенствованию действующей нормативной правовой базы и правоприменительных процедур. Предлагалось, чтобы в рабочей группе принимали участие представители сторон Комиссии, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей.
На основании этого решения Минтруд России начал формирование рабочей группы по анализу соответствующих рекомендаций и выработке предложений, и 5 сентября 2013 года направил в Конфедерацию труда России и Федерацию независимых профсоюзов России письмо о направлении предложений о кандидатурах в состав этой рабочей группы. Предложения в ответ на это письмо были направлены Конфедерацией труда России в Минтруда России 5 сентября 2013 года. Несмотря на изданный Минтрудом России приказ от 18 ноября 2013г. № 676 о формировании рабочей группы, ее работа по выработке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы и правоприменительных процедур до настоящего времени не началась.
За время, прошедшее с момента вынесения рекомендаций по делу №2758 была частично решена лишь одна из проблем, поднятых в жалобе КТР и указанных в рекомендациях, утвержденных Административным Советом МОТ. Валентин Урусов, который был осужден решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) к 6 годам заключения (затем срок заключения был сокращен до 5 лет) в исправительной колонии общего режима и отбывал наказание в исправительной колонии общего режима, был освобожден 15 марта 2013 года. При этом не было проведено надлежащее расследование утверждений о преследовании за профсоюзную деятельность, о чем указывалось в рекомендациях Административного Совета МОТ.
Совет принимает к сведению мнение Минтруда России о том, что государством в лице Минтруда России, а также Генеральной прокуратурой Российской Федерации предпринимались меры по надлежащему расследованию уголовного дела, но полагает, что описываемые меры возможно были недостаточными и неэффективными. При этом Совет обращает внимание, что в информации, предоставленной Минтрудом России, нет указания, проводилась ли надзорными органами соответствующая проверка о связи уголовного дела и профсоюзной деятельности Урусова В.Я., о чем указывается в рекомендациях Административного Совета МОТ.
Вместе с тем остаются нерешенными другие проблемы, указанные в рекомендациях Административного Совета МОТ. Среди указанных проблем — отсутствие в Российской Федерации эффективных механизмов, в том числе на законодательном уровне, защиты профсоюзов от нарушения прав на ведение коллективных переговоров, дискриминации по признаку профсоюзного членства и вмешательства в их деятельность со стороны властей. В рекомендациях Административного Совета МОТ отдельно упоминалось о включении профсоюзных листовок в Федеральный список экстремистских материалов и фактах физических нападений на профсоюзных лидеров. К настоящему времени эти вопросы не нашли своего отражения в решениях государственных органов. Фактически ведомства, в ведении которых находятся эти вопросы, устраняются от их решения.
В отношении вопроса о включении профсоюзных листок в список экстремистских материалов Совет учитывает мнение Министерства труда России, которое сводится к перечислению процессуальных возможностей, предусмотренных национальным законодательством, которые, по мнению министерства, не были в полной мере использованы профсоюзом. При этом Совет полагает, что данное мнение ошибочно, поскольку основывается на недостоверной информации, имеющейся по данному вопросу в распоряжении министерства, о ходе судебных разбирательств и возможности участия в них профсоюзов, чьи листовки были отнесены к списку экстремисткой литературы. Совет отмечает, что в действительности профсоюзы были извещены о включении их листок в соответствующий список уже после истечения процессуальных сроков, позволяющих применить эффективные меры судебной защиты права. В дальнейшем, как следует из заключения Административного Совета МОТ, все попытки профсоюзов, оспорить судебные решения, используя перечисленные Минтрудом России возможности, не привели к пересмотру первоначальных решений о признании профсоюзных листовок экстремистскими.
Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации считает , что актуальность реализации рекомендаций Комитета по свободе объединения в настоящее время ни в коей мере не утрачена. Активисты и члены российских профсоюзов продолжают сталкиваться с проблемами, поднятыми в жалобах в Комитет по свободе объединения по делам № 2758, 2251, 2216, рекомендации по которым были утверждены Административным Советом МОТ.
В ходе рассмотрения жалобы № 2758 Россию посетила миссия МОТ. В период ее пребывания в России представителями российских профсоюзов были сформулированы совместные предложения по решению вопросов, поднятых в жалобе, которые стороны согласились обсуждать в рамках Российской трехсторонней комиссии. Эти предложения были включены в Доклад Комитета по жалобе № 2758.
Представители российских профсоюзов уверены, что большинство этих предложений сохраняют актуальность в настоящее время и могут быть положены в основу разработки мер, направленных на улучшение ситуации с правами профсоюзов в законодательстве и на практике.
В этой связи Совет рекомендует принять следующие меры:
1) Внести изменения в законодательство, регулирующее государственную регистрацию профсоюзов, направленные на реальное обеспечение уведомительного характера государственной регистрации;
2) Предпринять комплекс мер, направленных на повышение уровня осведомленности судей, сотрудников органов прокуратуры и государственной инспекции труда относительно содержания и применения на практике принципов в области свободы объединения;
3) Разработать и урегулировать в законодательстве комплекс мер, направленных на обеспечение эффективной защиты прав профсоюзов, в т.ч. от вмешательства в их деятельность государственных органов;
4) Разработать и принять законодательство, направленное на реализацию принципа недопустимости дискриминации в связи с осуществлением профсоюзной деятельности;
5) Установить чувствительные для работодателей и должностных лиц органов власти меры административной и уголовной ответственности за нарушение прав профсоюзов и права на объединение в профсоюзы;

6) Разработать законопроект, направленный на реализацию рекомендаций МОТ по делам №№ 2251 и 2216, которые до сих пор не нашли закрепления в законодательстве;
7) В целях реализации положений Конвенции МОТ №135, ратифицированной Российской Федерацией, совместно с профсоюзами осуществить разработку и внесение от имени Правительства РФ на рассмотрение в Государственную думу РФ поправок в Трудовой кодекс РФ и ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в части установления специальных гарантий осуществления профсоюзной деятельности в отношении работников, являющихся членами выборных органов профсоюзных организаций и не освобожденных от основной работы, в качестве защиты от необоснованных увольнений и дисциплинарных взысканий;
8) Поддержать концепцию законопроекта №427359-5 «О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации (о гарантиях работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов)» как возможную основу для дальнейшей реализации в российском законодательстве международных механизмов обеспечения гарантий осуществления профсоюзной деятельности в отношении работников, являющихся членами выборных органов профсоюзных организаций и не освобожденных от основной работы, в т. ч. Конвенции МОТ №135.
9) Исключить положение абзаца 2 части 1 статьи 52 Воздушного кодекса РФ, запрещающее всякое прекращение работы, в том числе забастовки, диспетчерам, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.
10) Рассмотреть перспективы создания трехстороннего органа, уполномоченного рассматривать дела, связанные с нарушением профсоюзных прав и дискриминацией в связи с осуществлением профсоюзной деятельности, и принимать эффективные меры для пресечения таких нарушений и недопущения их в дальнейшем.
Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации считает необходимым, чтобы были использованы все предусмотренные действующим законодательством возможности для обеспечения реализации в Российской Федерации рекомендаций Комитета по свободе объединения, утверждённых административным Советом МОТ, вынесенных по делу № 2758.

 

 

 

Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
«О мерах, направленных на защиту трудовых прав осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы»

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на своем специальном заседании 18 апреля 2014 года по теме «О перспективах гражданского участия в защите трудовых прав граждан» обсудил вопрос о мерах, направленных на защиту трудовых прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Были заслушаны доклады руководителей Министерства труда Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы исполнения наказаний, членов Постоянной комиссии по трудовым правам и социальному партнерству, членов Постоянной комиссии по содействию общественным наблюдательным комиссиям и реформе пенитенциарной системы, выступления депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, других государственных органов, Конфедерации труда России, а также экспертов и гражданских активистов. Результатом дискуссии и предшествовавшей ей аналитической работы, а также многочисленных посещений учреждений ФСИН России в различных регионах страны стали настоящие Рекомендации, в которых Совет констатирует следующее.
Уголовно-исполнительное законодательство относит труд осужденных к основным средствам их ресоциализации и возмещения нанесенного ими ущерба. Однако характеристики, номенклатура и объем товаров и услуг, производимых осужденными, в настоящее время не дают возможность обеспечить необходимую трудовую занятость большинства осужденных силами и средствами уголовно-исполнительной системы России. При этом трудовые отношения, в которых участвуют осуждённые, регулируются как нормами трудового, так и нормами уголовно-исполнительного права.
Как показали многочисленные посещения членами Совета учреждений ФСИН России, в настоящее время основные трудовые права осужденных, в первую очередь, право на такую оплату труда, которая придавала бы труду определенный социальный и экономический смысл, а также права на 8-часовый рабочий день, зачастую не соблюдаются, либо соблюдаются в недостаточной степени. В свою очередь, несоблюдение нормативов 8-часового рабочего дня не позволяет осужденным реализовывать иные права и законные интересы, а сотрудникам колоний - эффективно проводить воспитательную работу. Кроме того, занижение размера оплаты труда среди прочих отрицательных последствий влечёт ненаправление денежных средств в Пенсионный Фонд России, что влияет на накопительную часть будущей пенсии осужденных.
Совет отмечает отсутствие в ведомственной нормативной базе уголовно-исполнительной системы России положений, позволяющих осужденным участвовать в организации производства либо осуществлять индивидуальную трудовую деятельность, что также снижает возможность их ресоциализации.
Совет обращает внимание также на недостаточные усилия ФСИН России по развитию системы колоний-поселений и трудоустройству содержащихся в них лиц, в т.ч. по причине неисполнения требований законодательства в части перевода осужденных в колонии-поселения по отбытии определенного срока наказания.
Совет принимает к сведению, что подразделениями ФСИН России в 2013 году было выпущено около 100 тыс. наименований продукции примерно на 32 млрд. руб. При этом 16% составила продукция металлообработки, 19% - оказание услуг, почти 20% - легкая промышленность, 2,16% - лесозаготовки, 0,77% - производство стройматериалов, 14,14% - производство товаров народного потребления. Сложность привлечения осужденных к труду заключается, помимо прочего, в том, что по данным ФСИН России, 80% осуждённых не имеют профессиональных и трудовых навыков либо утратили их, а около 30% осуждённых нигде не работали и не учились.
С учетом изложенных выше соображений Совет рекомендует проведение следующих мер:
1) Внести изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части возможности размещения государственных и муниципальных заказов в Центрах трудовой адаптации осужденных исправительных учреждений и мастерских Следственных изоляторов на внеконкурсной основе под контролем специализированого подразделения Федеральной антимонопольной службы.
2) Внести изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации, дополнив его положением о том, что осуждённым, которые добросовестно исполняют трудовые обязанности и не являются злостными нарушителями порядка отбывания наказания, каждые два дня срока лишения свободы засчитываются за три (в 2013 году такая законодательная инициатива была выдвинута членом Совета Федерации К.В. Сурковым, однако в связи с отсутствием отзывов Правительства РФ и Верховного Суда РФ возвращена обратно субъекту законодательной инициативы).

3) Предусмотреть, что Правительство Российской Федерации ежегодно определяет минимальный объем государственных заказов, подлежащих размещению в учреждениях уголовно-исполнительной системы России.
4) Внести изменение в п. «г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ, предусмотрев, что положительно характеризующиеся осужденные за совершение особо тяжких преступлений могут быть переведены в колонии-поселения по отбытию не 2/3, как это имеет место в настоящее время, а 1А части наказания.
5) Считать необходимым скорейшую разработку нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. При этом необходимо предусмотреть, в частности:
- наличие отдельной главы, посвященной особенностям применения трудового законодательства в отношении осужденных - с учетом цели наказания;
- дифференциацию взысканий, налагаемых на осужденных, в т.ч. за отказ от участия в трудовой деятельности;
- порядок досрочного снятия взыскания, применяемого к осужденному к лишению свободы;
- заключение трудовых договоров с осужденными, работающими на производстве либо на бюджетных ставках;
- установление правила, согласно которому на лицевой счёт трудоустроенного на оплачиваемых работах осуждённого после всех предусмотренных требованиями действующего законодательства вычетов зачисляется не менее 40% от заработанных им средств.
6) Внести изменение в Уголовный кодекс Российской Федерации, декриминализировав уклонение осужденным от отбытия наказания в колонии-поселении (статья 334 УК РФ) и перенеся этот состав в КоАП РФ, предусмотрев ответственность за данное правонарушение в виде административного ареста на срок до 2 мес., отбываемого в помещении камерного типа, срок которого не включается в срок лишения свободы.
7) Рекомендовать Минюсту России разработать в сотрудничестве с Советом Программу развития производственного сектора уголовно-исполнительной системы и содействия трудовой занятости осужденных.
8) Рекомендовать Минрегиону России изучить вопрос об оптимизации взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов бизнеса с учреждениями УИС, расположенными на их территории, по вопросам размещения заказов на производственной базе учреждений исполнения наказаний, привлечения к труду осужденных, трудоустройства лиц, освобождённых из мест лишения свободы.
9) Рекомендовать ФСИН России совместно с Рострудом изучить возможность ведения индивидуальной трудовой деятельности (ИТД) осужденных (в 1992-96 годах институт ИТД и кооперативов, созданных осужденными, функционировал в учреждениях ГУИН МВД России).
10) Рекомендовать Минтруду России совместно с ФСИН России разработать Методику расчетов норм выработки, которая позволила бы обеспечить оплату труда работающих осужденных в размере не менее 60% от оплаты труда работников за аналогичную работу на подобных производствах вне УИС. Проект Методики целесообразно обсудить в рамках Совета, а также Общественной палаты Российской Федерации или Общественного совета ФСИН России.
11) Рекомендовать ФСИН России рассмотреть возможность создания отдела нормирования труда осужденных.
12) Рекомендовать Минюсту России совместно с ФСИН России изучить возможность дополнения в установленном порядке приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. N 80 "Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы" положением о том, что осужденные должны получать профессии, востребованные на рынке труда и непосредственно на производстве исправительных учреждений.
13) Рекомендовать ФСИН России проанализировать обоснованность отнесения отдельных профессий, к трудоустройству по которым привлекать осуждённых запрещено, и подготовить предложения по изменению нормативно-правовой базы ФСИН России по данному вопросу.
14) Рекомендовать ФСИН России в целях реализации положения 26.6 Европейских пенитенциарных правил стремиться к тому, чтобы осужденный имел возможность выбора форм занятости.
15) Рекомендовать ФСИН России закрепить в ведомственных нормативных правовых актах следующие положения регулирования труда осужденных, предусматривающие запрещение:
- устанавливать продолжительность рабочей недели свыше 40 часов (кроме отдельных видов производств, указанных в ТК РФ);
- привлекать осужденных к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, кроме случаев, когда это допускается в соответствии с ТК РФ;
- привлекать осужденных к работе в период их нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске;
- допускать к работе осужденных, у которых по результатам медицинского осмотра установлено неудовлетворительное состояние здоровья.
16) Рекомендовать Минюсту России издать нормативный правовой акт, предусматривающий предоставление работающим осужденным регулярных перерывов, предусмотренных трудовым законодательством.
17) Установить продолжительность ученического стажа обучения от 2 до 3 месяцев, в течение которых от стажеров не должны требовать выполнения нормы выработки, но при сохранении оплаты их труда в размере ученической стипендии.

18) Обеспечить возможность получения осужденным квалификационного разряда, с которым он мог бы быть востребован на рынке труда после освобождения. Создать в каждом исправительном учреждении квалификационную комиссию для присвоения осужденным разрядов в зависимости от качества и сложности выполняемого ими труда. Рекомендовать Минтруду России при разработке Национальной системы квалификации учесть вопросы аттестации осужденных на присвоение (повышение) квалификационного разряда.
19) Рекомендовать Роструду и ФСИН России рассмотреть возможность издания совместного приказа о государственном контроле за соблюдением трудовых прав осужденных.
20) Рекомендовать Правительству Российской Федерации пересмотреть постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений... , оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» в части повышения окладов по категориям разрядов для швейного производства. В настоящее время указанным постановлением лёгкая промышленность отнесена к 1 категории, для которой базовая ставка установлена ниже МРОТ и составляет 2630 руб.).
21) Рекомендовать ФСИН России пересмотреть приказ ФСИН России от 13 ноября 2008 г. № 624 «Об установлении новой системы оплаты труда» (после внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583).
22) Рекомендовать ФСИН России пересмотреть Сборник нормативов времени по видам работ и оборудования при пошиве спецодежды, форменной одежды военнослужащих, белья и других швейных изделий на предприятиях УИС и Сборник нормативов и норм времени на операции подготовительно-раскройного производства на швейных предприятиях УИС, разработанные Центром «Легпром» НПО «Комплекс» ГУИН МВД России, с тем чтобы труд осужденных оплачивался в размере не менее 60% от оплаты труда лиц, занятых на тех же работах вне УИС.
23) Рекомендовать Минтруду России совместно с ФМС России подготовить предложения по законодательному регулированию трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к исправительным работам.
24) Рекомендовать Роструду создать банк данных рабочих мест, на которые могут быть трудоустроены лица, осужденные к исправительным работам. Рассмотреть совместно с Советом и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вопрос об административной ответственности работодателей за уклонение от трудоустройства вышеназванных лиц при наличии вакансий.
25) Рекомендовать ФСИН России рассмотреть вопрос о возможном создании межрегиональных территориально-производственных комплексов с выходом на конечную продукцию, обеспечивающих глубокую переработку сырья.
26) Рекомендовать ФСИН России установить контроль за выдачей листков временной нетрудоспособности заболевшим работникам из числа осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях.
27) Рекомендовать ФСИН России предусмотреть расширение функций систем видеонаблюдения, используемых для контроля за соблюдением условий труда, для контроля времени начала и конца рабочего дня на производстве осужденных, в том числе с использованием видеокамер, установленных на контрольно-пропускных пунктах.
28) Рекомендовать ФСИН России обратить внимание начальников территориальных органов и учреждений УИС на то, что привлечение осужденных без оплаты труда к работам на производственных объектах, выпускающих продукцию, которая в дальнейшем реализуется, образует состав преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ.
29) Рекомендовать ФСИН России в первоочередном порядке привлекать к труду осужденных, имеющих необходимые специальности, либо изъявляющих желание трудиться, либо имеющих исполнительные листы по гражданским искам.
30) Рекомендовать ФСИН России изучить вопрос о влиянии организаций-посредников, участвующих в размещении государственного оборонного заказа в исправительных учреждениях, на уровень заработной платы осуждённых и принять соответствующие меры.
31) Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по примеру Республики Мордовия, Чеченской Республики, Забайкальского края, Еврейской автономной области, Мурманской, Ленинградской, Тоской, Костромской областей, принять законодательные акты о снижении ставки налога на прибыль организациям, предоставляющим рабочие места осужденным к исправительным работам.
32) Целесообразно дополнить ТК РФ новой статьей следующего содержания: «На работников, отбывающих наказание в виде лишения свободы, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами».
33) В целях максимально эффективной ресоциализации осужденных необходимо создать систему квотирования рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, внеся соответствующие изменения в Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации».

Загрузить (147,46 КБ)


© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter