Обращения и ответы

Ответ ЦИК России на обращение по обеспечению прозрачности выборов Президента Российской Федерации, назначенных на 4 марта 2012 года

Рабочая группа по избирательным правам выступала с обращением в связи с нарушениями избирательного законодательства, которые искажают волеизъявление граждан и ставят под сомнение легитимность выборов и избираемых на них представителей государственной власти.

Ответ Центральной избирательной комиссии на обращение


 

Обращение рабочей группы

Мы обеспокоены тем, что практика предвыборных кампаний в современной России, как показывает многолетнее наблюдение, ведется практически всеми кандидатами и политическими партиями с явными нарушениями избирательного законодательства. Речь идёт о злоупотреблениях административным ресурсом публичных властей, менеджеров этих кампаний и организаций всех форм собственности. Именно эти злоупотребления, в первую очередь, искажают волеизъявление граждан и ставят под сомнение легитимность выборов и избираемых на них представителей государственной власти. При этом подобные ситуации зачастую остаются вне зоны контроля со стороны системы избирательных комиссий.

Для обеспечения легитимности предстоящих выборов Президента Российской Федерации необходимо исключить любые формы злоупотребления административным ресурсом всех видов и уделить особое внимание соблюдению требований статьи 41 Федерального закона № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года, которые запрещают использование преимуществ любого должностного или служебного положения.

В связи с этим, при организации кампании по выборам Президента России 4 марта 2012 года призываем Центральную избирательную комиссию РФ взять под особый контроль соблюдение всеми кандидатами и их сторонниками следующих норм статьи 41 указанного федерального закона:

Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся членами органов управления организаций независимо от их формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ своего должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе следует понимать:
1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата;
2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата, в случае, если иным кандидатам не будет гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях;
3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением перечисленных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;
4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
5) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации в случае, если иным кандидатам для этих же целей не будет гарантирован такой доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом;
7) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении массового (публичного) мероприятия, организуемого государственными органами и (или) органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств его избирательного фонда.

Совет призывает граждан России принять активное участие в общественном контроле за соблюдением перечисленных выше требований законодательства о запрете злоупотребления административным ресурсом, а кандидатов в Президенты РФ и ЦИК России принять всевозможные меры по исключению из предвыборной практики нарушений указанных норм.

В противном случае доверие к легитимности выборов будет подорвано, а важнейший государственный институт Российской Федерации окончательно дискредитирован.

30 Января 2012