Обращения и ответы

Особое мнение Игоря Борисова на рекомендации Совета по итогам заесдания "Средства исправления осужденных в контексте соблюдения их прав"

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека принял Рекомендации по итогам специального заседания "Средства исправления осужденных в контексте соблюдения их прав", которое состоялось 16 июля 2014 года. 

Документ был подготовлен постоянной комиссией по содействию ОНК реформе пенитенциарной системы и одобрен большинством членов Совета. Однако с особым мнением на рекомендации выступил Игорь Борисов.

Особое мнение члена Совета Игоря Борисова

Оговорка (особое мнение) по Рекомендациям Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему «Средства исправления осуждённых в контексте соблюдения их прав»


Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему «Средства исправления осуждённых в контексте соблюдения их прав» в целом поддерживаю.

При этом хотелось бы обратить внимание на противоречие, содержащееся в Рекомендациях.

Так Совет с одной стороны констатирует, что «развитие основных средств исправления осужденных является важнейшим условием реализации их прав и законных интересов», а с другой стороны утверждает, что «в настоящее время применение основных средств исправления осужденных не всегда обеспечивают достижения целей наказания и гарантий соблюдения прав человека в местах лишения свободы». На мой взгляд, эту неопределенность в Рекомендациях необходимо конкретизировать: реформирование уголовно-исполнительной системы, должно происходить последовательно и с учетом устоявшихся правил использования режима, как главного средства исправления осужденных и национального менталитета.

В соответствии со ст. 43 УК РФ наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица, что предусматривает ограничение в физической свободе, трудовых правах, материальных благах. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, тем самым государство одновременно поддерживает авторитет уголовного закона и воспитывает уважение к нему.

Цель предупреждения совершения новых преступлений по своему содержанию состоит из предупреждения совершения преступлений также со стороны лиц, их не совершавших.

Предупредительное воздействие наказания проявляется в самом факте издания уголовного закона и в установлении в нем конкретных наказаний за конкретные общественно опасные деяния.

Поэтому послабления и поощрения не всегда будут в полной мере отвечать заложенному смыслу лишения или ограничения прав и свобод осужденных и восстановления социальной справедливости.

Кроме того, на мой взгляд, являются излишне предложения по внесению изменений в ст.9 УИК РФ в части закрепления социальной работы, поддержания социально-полезных связей в качестве основных средств исправления. Так как ч. 2. ст. 1 УИК РФ относит к основным задачам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Рекомендации Совета

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека заслушал и обсудил на специальном заседании 16 июля 2014 г. доклады Первого заместителя директора ФСИН России А.А.Рудого, председателя Постоянной Комиссии по содействию деятельности ОНК и пенитенциарной реформе А.В.Бабушкина, заместителя руководителя Роструда И.И.Шкловца, заместителя Министра образования и науки РФ А.А.Климова, выступления представителей Генеральной прокуратуры РФ, Общественных наблюдательных комиссий, а также экспертов общественных организаций.

Совет констатирует, что развитие основных средств исправления осужденных является важнейшим условием реализации их прав и законных интересов. Исчерпывающий перечень основных средств исправления осужденных закреплен в статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и включает соблюдение установленного порядка исполнения и отбывания наказания (режим), проведение воспитательной работы, организацию общественно полезного труда, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
Результаты обсуждения этох проблем на заседании показали, что в настоящее время применение основных средств исправления осужденных не всегда обеспечивают достижения целей наказания и гарантий соблюдения прав человека в местах лишения свободы.

Вместе с тем, практика применения вышеназванной нормы свидетельствует о необходимости расширения закрепленного уголовно-исполнительным законодательством перечня основных средств исправления, модернизации действующей более пятидесяти лет отрядной системы.

Данные выводы обусловлены следующими обстоятельствами:
- статья 7 Конституции РФ закрепила принцип, в соответствие с которым Российская Федерация является социальным государством;  
- в современных условиях функционирования уголовно-исполнительной системы социальная и психологическая работа де-факто давно является основными средствами исправления, однако своего нормативного закрепления до сих пор не обрела, а перекос в сторону использования режима, как главного средства исправления осужденных, препятствует эффективной социализации осужденных и подготовки их к активной и социально ответственной жизни после освобождения;
- Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р, также предусмотрено законодательное закрепление социальной и психологической работы в качестве основных средств исправления осужденных;
- включение социальной и  психологической работы в перечень основных средств исправления осужденных позитивно скажется на процессе реинтеграции в общество лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, адаптации их к жизни на свободе, положительно повлияет на состояние рецидивной преступности в стране;
- существующая отрядная система организации осужденных морально устарела, она не отвечает потребностям практики;
- предложенная модель Центра исправления осужденных позволяет  индивидуализировать работу с ними, повысить эффективность работы сотрудников, осуществляющих непосредственное воспитательное воздействие на осужденных;

С учетом изложенных выше обстоятельств Совет считает необходимым:

1. Поддержать инициативу ФСИН России о внесении изменений в статью 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в части закрепления социальной работы, поддержания социально-полезных связей и психологической работы в качестве основных средств исправления.

2. Направить для рассмотрения предложенный ФСИН России проект федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ» в профильный комитет Государственный Думы ФС РФ и в Государственно-правовое управление Президента РФ.

3. Организовать публичные обсуждения внедрения модели Центра исправления осужденных в практику функционирования исправительных учреждений ФСИН России. Запросить официальную позицию Верховного Суда РФ и Генеральной Прокуратуры РФ по указанному вопросу.
Выработать критерии для комплексной оценки результатов эксперимента по отработке модели Центра, план (этапность) и участников осуществления мониторинга с обязательным включением вневедомственных научных и общественных институтов; в качестве одного из критериев работы Центров в долговременной перспективе рассматривать уровень пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива.

4. Предложить Правительству РФ выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", направленных на внеконкурсное размещение государственных и муниципальных заказов в Центрах трудовой адаптации исправительных учреждений в дополнение к размещаемым там  в настоящее время заказов по внутрисистемным поставкам.   

5. Предложить Правительству РФ рассмотреть вопрос о введении поощрения субъектов экономической деятельности, которые будут из числа осужденных подбирать и обучать будущих специалистов для работы на своих предприятиях, принимать участие в их судьбе,  трудоустраивать освобожденных.

6. Предложить Министерству юстиции РФ:
- ввести аккредитацию общественных объединений и некоммерческих организаций, участвующих в воспитательной, психологической и социальной работе с осужденными с целью создания условий для работы этих  организаций в исправительных учреждениях;
- создать учреждения для отбытия наказания в субъектах Северо-Кавказского федерального округа; минимизировать практику направления осужденных, выходцев из данного округа, в регионы, удаленные от Северо-Кавказского федерального округа.

7. Предложить Министерству образования и науки РФ восстановить нормальные условия работы ФГОУ ВПО «Современная гуманитарная академия», как ведущего  образовательного учреждения, обеспечивающего обучение осужденных гуманитарным профессиям, а также определить технический вуз, который бы взял на себя обучение осужденных, желающих получить высшее образование, по техническим специальностям.

8. Предложить ФСИН России:
- создать в каждом исправительном учреждении специальное  помещение для проживания работающих осужденных, получивших отпуск;
- с участием вневедомственных специалистов Минобрнауки и Минкультуры России разработать и ввести стандарт обеспеченности литературой библиотек исправительных учреждений; выделить отдельной строкой в бюджете средства на обеспечение библиотек литературой, а также  современными аудиовизуальными средствами с использованием компьютерных технологий;
- разработать Методические рекомендации по поддержке социально ориентированных инициатив осужденных, создании оптимальных условий для самореализации осужденных, развитии личности и поддержки социально полезных навыков;
- разработать Методические рекомендации о привлечении  к воспитательной и просветительской работе осужденных, имеющих высшее образование;
- разработать критерии предоставления длительных свиданий с гражданскими супругами;   
- ввести обязательное обучение осужденных компьютерной грамотности;
- как правило, назначать на должность первых заместителей начальников территориальных органов и подразделений заместителей по воспитательной работе, так как эта деятельность является ведущей  и направлена на достижение целей наказания;
- принять дополнительные меры, направленные на соблюдение 40-часовой рабочей недели;
- ввести стандарт назначения периодических поощрений осужденных, отражающий положительную динамику воздействия на них основных мер исправления и достижения в отношении осужденных целей наказания;
- принять дополнительные меры, направленные на недопущение направления осужденных в регионы, недоступные для посещения их родственниками, особенно, если в их число входят инвалиды и престарелые, а также ВИЧ-инфицированные; обнародовать отчет о количестве осужденных, отбывающих наказания не в регионе проживания.
- разработать Методические  рекомендации по реализации п. 56 Европейских пенитенциарных правил использования администрацией исправительных учреждений механизмов восстановительного правосудия и медиации для урегулирования споров с заключёнными или между ними.

9. Предложить Верховному Суду РФ продолжить работу по приведению практики условно – досрочного освобождения осуждённых в зависимость от достижения в отношении осужденных целей наказания. Также предложить рассмотреть вопрос о расширении практики применения статьи 80 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей замену наказания более мягким, с тем, чтобы возможность такой замены имел любой осужденный, в отношении которого цели наказания были достигнуты.
Совет предполагает:
- проинформировать общественные наблюдательные комиссии субъектов РФ, на территории которых дислоцированы исправительные учреждения ФСИН России, участвующие в проведении эксперимента, о проведении в них «пилотного» проекта по апробации модели Центра исправления осужденных;
- совместно с ФСИН России осуществить посещения исправительных учреждений, участвующих в проведении эксперимента. По результатам посещений подготовить предложения и замечания, направленные на совершенствование модели Центра исправления осужденных исправительного учреждения;
- по итогам эксперимента, с учетом мнений экспертов Совета, общественных наблюдательных комиссий субъектов РФ, на территории которых проводился эксперимент, позиции Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, выработать рекомендации по внедрению в исправительные учреждения ФСИН России модели Центра исправления осужденных.

Настоящие Рекомендации приняты на специальном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 16 июля 2014 г. и одобрены путем заочного голосования.


Председатель Совета                                М.Федотов