Реестр протоколов

Протокол рабочего совещания Постоянной комиссии СПЧ по миграционной политике, местному самоуправлению и территориальному развитию по проблемам правового положения и приобретения гражданства иностранными гражданами, пребывающими в России, включая детей

ПРОТОКОЛ

рабочего совещания Постоянной комиссии СПЧ по миграционной политике, местному самоуправлению и территориальному развитию по проблемам правового положения и приобретения гражданства иностранными гражданами, пребывающими в России, включая детей


 

20 июня 2019 г. г. Москва

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:

Бобров Е.А. - председатель Постоянной комиссии СПЧ по миграционной политике, местному самоуправлению и территориальному развитию (далее – Совет, СПЧ)

 

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Бочков С.С., Юрасова Л.А. (Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан), Бурлик С.В. (аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ), Воробьева О.Д. (Институт социально-политических исследований РАН), Графова Л.И., Рагозина Г.П., Морозова Е.В. (все – Форум переселенческих организаций), Докучаева А.В. (Институт стран СНГ), Кириллова О.Е. (Общественная палата г.Москвы), Котляр Т.М. (калужское региональное отделение движения «За права человека»), Ладзин М.Н. (аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка), Шеслер Л.В. (Союз политэмигрантов и политзаключенных Украины)

 

ПОВЕСТКА:

О проблемах в сфере правового положения и приобретения гражданства иностранными гражданами, пребывающими в России, включая детей

 

РЕШИЛИ:

 

О проблемах в сфере правового положения и приобретения гражданства иностранными гражданами, пребывающими в России, включая детей

Бобров, Графова, Докучаева, Кириллова, Котляр, Рагозина, Бочков, Юрасова, Ладзин, Бурлик

 

Принять к выработке предложений по решению системные проблемы в сфере правового положения и приобретения гражданства иностранными гражданами, пребывающими в России, включая детей:

- в связи с изъятием у родителей признанных недействительными российских паспортов (А.В. Докучаева);

- в связи с непризнанием гражданства Российской Федерации за проживающими за рубежом детьми из смешанных семей (А.В. Докучаева);

- при отсутствии у матерей родившихся в России детей-нероссиян удостоверяющих личность документов, при непризнании в качестве удостоверяющего личность документа заключения об установлении личности иностранного гражданина, а также при их участии в Госпрограмме переселения соотечественников в Российскую Федерацию (Г.П. Рагозина);

- при отсутствии у переселенцев с Украины, включая детей, действительных удостоверяющих личность документов, а также случаях непризнания в качестве таковых свидетельств о предоставлении временного убежища (Л.В. Шеслер).

Рекомендовать участникам совещания направить Е.А. Боброву предложения по урегулированию проблем в сфере законодательства и правоприменительной практики:

- о прекращении внесудебной практики изъятия паспортов граждан Российской Федерации, по мнению должностных лиц государственных органов, ведающих вопросами гражданства Российской Федерации, выданных необоснованно (в т.ч. выданных в период действия ст. 22 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г.; выданных после успешного проведения проверки законности приобретения гражданства в ходе процедуры замены первоначально выданного паспорта; а также необходимости расширения круга заявителей в главе 8.1. Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» для возможного продления срока её действия) (отв. – А.В. Докучаева, Г.П. Рагозина);

- о непризнании наличия гражданства Российской Федерации у военнослужащих Российской Федерации (РСФСР), проходивших в начале 1990-х годов военную службу за пределами СССР, а также членов их семей, включая детей (отв. – А.В. Докучаева);

- о совершенствовании процедуры приобретения гражданства Российской Федерации в целях недопущения случаев его неприобретения детьми родителей-заявителей, включая системные проблемы последствий отсутствия у детей миграционного и регистрационного учетов (отв. – А.В. Докучаева, Т.М. Котляр, Г.П. Рагозина);

- об отказах медицинских учреждений и органов ЗАГС в выдаче свидетельств о рождении (в т.ч. медицинских) детям, родившимся на территории Российской Федерации у неграждан Российской Федерации, в связи с отсутствием у матери документа, удостоверяющего ее личность (отв. – Т.М. Котляр, Г.П. Рагозина);

- об отказах органов ЗАГС и других государственных учреждений в приеме в качестве удостоверяющего личность документа заключений об установлении личности иностранного гражданина (выданных на основании ст. 10.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также свидетельств о предоставлении временного убежища гражданам Украины (отв. – Т.М. Котляр, Г.П. Рагозина и Л.В. Шеслер);

- о проблемах в обеспечении временно пребывающих и временно проживающих в России иностранных граждан медицинскими услугами и лекарственной помощью по полису добровольного медицинского страхования (отв. – Т.М. Котляр);

- о проблемах аннулирования свидетельств участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, всем членам семьи участника, включая несовершеннолетних детей (отв. – Г.П. Рагозина, А.В. Докучаева);

- о системных проблемах документирования находящихся в России жителей Украины, включая детей, документом, удостоверяющим личность и гражданство, и признающимся Российской Федерацией в качестве такового (отв. – Л.В. Шеслер);

- об уточнении понятия «соотечественник» в ст. 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ с целью определения критериев его оптимальной интегрированности россиянам для предоставления им основных преференций в упрощенной процедуре урегулирования своего правового статуса и приобретения гражданства Российской Федерации (отв. - Л.И. Графова, А.В. Докучаева, Г.П. Рагозина);

- о внесении изменений в законодательство о необходимости немедленного информирования иностранного гражданина (лица без гражданства) о вынесении в отношении него решения запрете на въезд на территорию Российской Федерации, а также о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации (отв. – Г.П. Рагозина);

- о необходимости скорейшего принятия системных мер по эффективному методическому обеспечению и совершенствованию на постоянной основе квалификации должностных лиц органов государственной власти, ведающих вопросами правового положения иностранных граждан и приобретения гражданства Российской Федерации (отв. – Л.И. Графова, О.Д. Воробьева, О.Е. Кириллова);

- о целесообразности замены миграционного учета на более эффективную форму учета пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также усовершенствования категорий и видов виз и уточнения формулировок целей въезда (отв. – О.Е. Кириллова, Г.П. Рагозина).

Срок – до 1 октября 2019 г.

3. Рекомендовать Управлению Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан высказать мнение:

- о возможности усовершенствования процедуры и оснований регистрационного учета граждан Российской Федерации, предусмотрев возможность регистрации граждан, не имеющих жилья либо подтверждения права на занимаемое жилье, по адресу работодателя (при наличии) либо адресу территориального подразделения по вопросам миграции (при отсутствии как жилья, так и подтверждения права на занимаемое жильё, так и работодателя), аналогично основаниям и процедуре миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства; либо предусмотреть для граждан, не имеющих жилого помещения либо документального подтверждения наличия прав на занимаемое помещение, третью форму регистрационного учета – по месту фактического проживания (для целей статистического учета);

- о возможности исключения из диспозиции ст. 19.15.1 КоАП РФ граждан, у которых отсутствуют условия, необходимые для оформления им регистрации по месту жительства или пребывания (т.е. по объективным причинам не имеющих документа, удостоверяющего личность, а также не имеющих ни своего жилья, ни права пользования жильем других лиц);

- об исключении из диспозиции ст.ст. 322.1, 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса РФ категории граждан, оформляющих регистрацию либо миграционный учет в своем помещении лицам (включая иностранных граждан и лиц без гражданства), у которых по объективным причинам отсутствуют условия, необходимые для оформления им регистрации по месту жительства, пребывания или миграционного учета (т.е. не имеющих ни своего жилья, ни права пользования жильем других лиц), а также если у регистрируемых иностранных граждан окажется истекшим срок пребывания на территории Российской Федерации;

- о возможности разработки и утверждения формы документа лица, чья личность не установлена, а также порядка документирования указанных лиц (включая лиц из числа страдающих глубокой ретроградной амнезией) с присвоением им условных персональных данных в случае выявившейся невозможности установления личности имеющимися средствами, с возможным ужесточением ответственности физических лиц за сообщение о себе заведомо ложных сведений.

Срок – до 1 октября 2019 г.

Дату следующего совещания определить в рабочем порядке.

 

Председательствующий Е.А. Бобров